На главную
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация


Навигация
- Форум
- Фотогалерея
- Каталог яхт-клубов
- Карта сайта
- Яхтинг в Интернет
- Реклама на портале
Реклама
Случайное фото
Наши рассылки

Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Рейтинг@Mail.ru
 
Хорватия

28.12.2007

На «Баварии» по Истрии и Далмации

Маршрут

Марина Веруда (возле г. Пула) – Крница – г. Малый Лошинь – г. Задар – г. Шибеник – г. Скраден – Корнатские о-ва – порт Бибинье (марина Златна Лука) – бухта Увалия Цифката (о. Раб) – марина Итшичи (возде г. Опатия) – бухта Прклог (п-ов Истрия) – Лимский Канал – г. Пула – марина Веруда.

Общая протяжённость – 434 морские мили
Экипаж

Старшее поколение:

Андрей Карпухин – капитан.


Виктор Белоозеров – помощник капитана, баковый матрос и летописец

                      

Юлия Косарская – помощник помощника капитана и вахтенный рулевой

                      

Владимир Гуськин – боцман и вахтенный рулевой

                      

Среднее поколение:

Наталья – помощник боцмана и старшина по молодёжи

                        

Константин – матрос молодой не обученный и штатный водолаз

                        

Наташа – помощник водолаза

                      

Юное поколение:

Аня – юнга и дочь Натальи

                      
Яхта

Тип – «Бавария 40». Длина – 40 футов = 12,48 м. Ширина = 3,99 м. Высота корпуса = 1,75 м. Надводный борт = 1,1 м. Водоизмещение = 11 тонн. Площадь парусов (грот и стаксель) = 74 кв. м. Высота мачты = 15 м. Три каюты, два сортира, два душа. Движок – 50 л.с. (41 кВ). Снабжение - на 6 человек. Фото: 1, 2, 3 (Снаружи мы выглядим примерно так: 1, 2).

Оборудование: Закрутка стакселя (фото) и грота (К сожалению грот закручивается не из кокпита, а специальной лебёдкой на мачте - фото). Электрокабестан для носового якоря. Кормовой якорь. 4 шкотовые лебёдки. Спутниковый навигатор GPS с плоттером и картами. Навигационная система рулевого (магнитный компас, ветроуказатель, лаг, эхолот, таймер, термометр воды, авторулевой). Часы. Термометр. Барометр. Радиостанция. Магнитола. Газовая плита с духовкой (фото). Холодильник. Два термоса (фото). Посуда (маловато, особенно для вина и водки). Постельное бельё. Электроснабжение от двигательного генератора, аккумулятора и внешней сети.

Владелец яхты и арендодатель – немецкая фирма, зарегистрированная в Хорватии, “Summertime” = “Ljetne vrijeme”.

Имя яхты – “Summer Day”.
Вахтенный дневник
27 мая, суббота. Веруда

Летим все вместе из Москвы в Пулу чартерным рейсом №1887 авиакомпании С7 «Сибирь». Самолёт – Ил 86 (широкофюзеляжник). Выглядит примерно так. Вылет в 13:20. Посадка в 12:40. время в полёте объявили 3ч 30 мин. Фактически летели почти 4 часа, приземлились в 17:30. Кормили в самолёте хорошо.

С утра в Москве было солнечно, потом набежали облака, а перед вылетом полнеба закрыла серая туча. Летели всё время через тучи, туман и темень. Но болтанки не было. А перед посадкой прояснилось, и я увидел краем глаза снежные Балканские горы. Нужно заметить, что в ИЛ-86 крыло начинается с 19 ряда, так что из основного салона земли почти не видно.

На прилёте нас ожидал заранее заказанный автобус-такси. Езды до порта 15 минут мимо города. Местное время 15:30 (на 2 часа меньше Московского). Порт называется Веруда. Посёлок расположен на невысоких холмах и от марины отделяется автострадой и пустырём. Магазины – в посёлке, но есть маркет и в марине. В марину по утрам привозят свежий хлеб и выпечку.

Погода была пасмурная, потом прояснилась. Штиль. Небо в циррусах. В самолёте объявили температуру 22˚С. Жары нет…

Заселились на яхту в 18:30. Приятно было оказаться опять в знакомой обстановке. Яхта стоит у пирса №7 на становом якоре №35. Рядом стоят яхты “Summer Night” и “Summer Girl”.

При приёмке выявили только мелкие недостатки. Хозяева донесли запасной приводной ремень генератора, полотенца и пепельницу (её мы в пути разбили). Дополнительно к немецкой дали хорватскую лоцию на английском языке. К сожалению мы остались без рюмок для вина и крепких напитков.

Магазин в марине не работает. Всей толпой побежали в посёлок. Отоварились на 700 кун. Закупили вина; оно продаётся трёхлитровыми бутылками и коробками по 32 куны за 3 литра. Пиво конечно тоже купили, но стоимостью его и остального я не интересовался.

Исследование показало, что 1$ = 5 кунам, 1 евро = 7 кунам, 1 куна = 5 рублям. В 1 куне 100 лип. Монеты – 1 куна, 50, 20, 10, 5 и 1 липа. 1 липу сдачи не дают.

Вечером имели праздничный ужин на яхте с вином и пивом.

Отбой в 23:00 по местному времени. В Москве уже час ночи; пора спать.

Наше место – 44˚50.531N; 13˚50.526E
28 мая, воскресенье. Первый переход

Юля меня разбудила в 5:00. В Москве это – 7:00; нормально для подъёма. Солнце готовится выйти из-за горизонта. Ясно. Прохладно. Меня удивил отлив, опустивший яхту на полметра. Потом выяснилось, что это характерно для северной Адриатики и описано в лоциях. Ветер – лёгкий бриз NE 1б.

Общий подъём в 7:00.

Позавтракали к 8:00 и готовимся к выходу. Наша задумка – обогнуть Истрию с юга и идти в район Сеня, чтобы оттуда на автобусе совершить экскурсию на Плитвицкие озёра, которые все говорят нельзя не посмотреть.

На лаге стоит 15817 миль общего пробега яхты. Оперативное показание лага (в дальнейшем – trip) = 0.

Давление Р = 760 мм Hg

Температура воздуха по показанию штатного термометра в салоне 28,5˚С. В дальнейшем была введена поправка –7˚ для пересчёта к реальной температуре наружного воздуха. Так что было примерно 21˚С.

Выход в 8:55.

Паруса поставили в 9:15. Курс К = 180˚. Левый бейдевинд 40˚, SE. Место: 44˚49.000N; 13˚50.284E.

10:15. Поворот оверштаг. Курс К = 078˚. Ветер: правый бейдевинд, S, 3б. Скорость хода V = 4 узла. Место: 44˚45.862N, 13˚54.500E.

11:00. Прошли мель около каменистого острова Фенолига у мыса Кршина. Глубина 9 м. Курс 90˚. Скорость хода V = 4 узла. Место: 44˚45.862N, 13˚54.500E. Фото G.

11:30. Подходим к о. Фенера. Курс 60˚. Правый галфвинд 90˚. Ветер SE 2 – 3 б. Скорость хода 3 узла.

12:10. Проходим левым бортом камни. Курс 58˚. Ветер 3б (7,5 у), галфвинд 100˚ справа, SSE.

12:40. Прошли мыс Марлера. Курс 50˚. Ветер 2б, правый бакштаг. Скорость хода  2.7 узла. С севера натягивает высокослоистые облака (AlSt).

Уваливаем на Крницу. Поворот фордевинд. Курс К = 0˚. Левый бакштаг. Скорость хода 2.3 узла. Место: 44˚48.800N, 14˚00.916E. Пересекли 14 меридиан.

13:30. Корректируем курс. К = 20˚. Правый бакштаг 140˚. 3 балла. Скорость хода 3.3 узла. Давление Р = 755 Hg., упало.

14:50. Завернули в бухту Крничка Лука. Будем выбирать место для стоянки. На первый день хватит. Хоть и не было существенного волнения, с непривычки муторно. А Наташу просто укачивает. Производим поворот фордевинд на левый бакштаг.

15:05. Прошли до конца бухты и отвернули от её вершины. Вылавировываем обратно. Ветер 5 узлов SE, 2 балла. Температура t˚ = 33.5 – 7 = 26.5˚C. (Довольно тепло, но на ветру не жарко, не раздеваемся.). Место: 44˚57.039N, 14˚02.270E..

Швартуемся к скалам неподалёку от пляжика, на котором отдыхает моторка с детьми. Становимся на носовой якорь и подаём с обоих бортов швартовы на берег. Туда их заносит Костя, который всё время просился искупаться. Вот и представился полезный случай. За нашими манёврами наблюдают из кустов юная пара с рюкзаками. Надуваем тузик и устраиваем паромную переправу. Расстояние от кормы до берега – метра три.

Вчера у меня болело горла. А сегодня стал нормальный грипп, но функционирую. По причине плохого самочувствия детали оставшегося дня не фиксировал.

Итог дня. Пройдено сегодня 24,13 мили за 6 ходовых часов. Из них только полчаса под мотором.
29 мая, понедельник. Крничка Лука – Малый Лошинь

Ночью сначала были звёзды, а потом поднялся ветер с востока (Е). Стало качать.

Утром. Прибор показывает 6 баллов под прикрытием берега. На небе серые облака. Фото G. Иногда просвечивает солнце. Рыба у наших рыбаков не клюёт. Фал бьёт. Ветер шумит. Флаги трепещут. Наше место: 44˚56.670N, 14˚02.375E. Давление Р = 756 Hg. Температура t˚ = 28˚C, но градусник врёт на 4˚ по крайней мере. Учтя будущую поправку, имеем 21˚С. Моё самочувствие весьма среднее.

10:00. Позавтракали и посмотрели сделанные фото в компьютере. Погода без изменений (дует сильнее 6 баллов, бора), и мы не спешим в море. Давление Р = 754 Hg, упало. Температура t˚ = 30 – 7 = 23˚C. Место: 44˚56.666N, 14˚02.373E.

12:00. Совершили экспедицию через хребет к открытому морю. Ветер ENE 5 баллов. Не так уж страшно, можно идти. Р = 754 Hg. Температура t˚ = 29 – 7 = 22˚C. Не жарко и не холодно, живём в одежде. Окрестности малолюдные, но населённые. По берегам низкорослый лиственный лес. Через него проложены маркированные тропы, которые ведут к грунтовым дорогам, которые ведут к дачным участкам (шестисоткам). В вершине бухточки – маленький галечный пляж, на нём валяется без присмотра серфер и стоит стационарная палатка. Среди гальки попадается много симпатичных булыжников со сквозными дырами, как раз для сувенирной держалки карандашей. В основном берега скальные.

13:00. Отдали швартовы. Имея сильный северовосточный ветер, мы отказались ломиться против ветра на север в узкий пролив (Велие Врата) и решили идти на юг, в сторону Сплита, отложив экскурсию на Плитвицкие озёра для обратного пути.

13:20. Поставили паруса. Стаксель зарифлен. Курс 120˚. Ветер 5 баллов NE, полный бейдевинд слева. Вышло солнце, но повсюду циррусы (перистые облака). Скорость хода  6 узлов (очень неплохо). Идём вдоль берега острова, стараясь не прижиматься к берегу, но и не терять высоты по ветру.

13:50. Зарифили грот. Ветер до 6 баллов, но обычно 5 баллов. Полный бейдевинд 60˚.

14:15. Новый курс К = 138˚. Ветер подкис, обычные 5 баллов. Скорость хода упала,  4.5 узла.

14:20. Ветер ещё подкис, 4 балла, и отошёл на галфвинд. Отдали рифы грота. Корректируем курс, К = 145˚. Стал бакштаг 120˚ слева. Скорость хода 4.5 узла. Волна не очень беспокоит. Однако молодёжь – Наташа и Аня – весьма страдают.

14:45. Сделался штиль, но и сзади и спереди вроде бы дует. Волна приходит сзади и слегка болтает. Новый курс К = 153˚.

14:55. Потянул ветер в морду, 2 балла. Потеряв скорость, включили мотор. Курс К = 152˚, скорость хода  5.8 узла. Ветер дунул на 4 балла и установился на 3 баллах в мордотык.

16:40. Так под мотором входим через пролив внутрь Далматинских островов. Курс К = 166˚. Ветер 2 балла стал в бейдевинд, 40˚ слева. Скорость хода  6 узлов.

18:10. Прошли пролив. Новый курс 112˚.

18:25. Огибаем мыс. Новый курс 77˚. Галфвинд справа 3 или 4 балла. Валяет бортовая волна, приходящая с открытого моря.

19:40. Закончили швартовку в марине Малого Лошиня. Фото G. Для швартовки бросили с носа якорь, но он не держит. Однако он помог поймать канат станового якоря. При этом буйрепный трос намотался на винт и мотор заглох. Но мы успели произвести швартовку благополучно. Кроме того, выбирая обратно свой якорь, зацепили два становых каната. Отцеплялись с помощью багра. Хорошо, что канаты были без нагрузки. Мораль: в маринах не следует бросать свой якорь, а нужно сразу ловить становой канат, буйрепный трос которого привязан к рыму на причале. Здесь нас встретили дружелюбно: указали место стоянки, помогли швартоваться, пообещали прислать водолаза для распутывания винта. Мы встали у дальнего от города края причала. Стоим напротив какого-то облупленного дома с официальной вывеской (фото); подозреваем, что здание – пострадавши от недавней войны.

На лаге - 15877. Место: 44˚32.699N, 14˚27.379E.

Вечером раздуло до 5 баллов (15 узлов). Дует от SE по диагонали с акватории Малолошинской губы, но она не широкая и разгона волне нет.

Итог дня. Прошли 32 мили за 6 часов 40 минут. Шли 1 час под мотором (отход и подход), остальное время – под парусами.
30 мая, вторник. Юлин день

Я встал в 7:00. Пасмурно. Росы не было. Дождя тоже. Капитан спит в кокпите. Ветер 1 балл W (сменился). А ночью было 3 балла, но с какой стороны - не знаю. С юга надвигаются дыры в облаках. Тепло: t˚ = 28 – 7 = 21˚C. Давление Р = 749 Hg (здорово упало). Место: 44˚32.688N, 14˚27.377E.

Завтрак. Сегодня день рождения Юли, должен быть праздник. Юле вручаются подарки: от меня цифровой фотоаппарат (наверное придётся самому и фотографировать), от Гуськина – шоколадка, от девушек – косынка с самостоятельной росписью и ещё что-то.

Возле нашей стоянки имеются удобства. Но неудобные. То ли ещё недостроенные, то ли уже брошенные. Всё оборудование в наличии, но помыт только один умывальник. Электричество проведено, но ток отсутствует. Где дамы, где кавалеры – не написано. Душевые кабины есть, но горячей воды нет.

Над набережной по горе стоит сосновый лес с лиственным подлеском, отгороженный от остального острова автодорогой. В нём можно погулять, хотя по земле растут колючки.

Удобные удобства есть ближе к городу в основной марине и в маринском ресторане.

От администрации поступило штормовое предупреждение. Представитель администрации ходил по пирсам и лично предупреждал каждого капитана, что «ожидается буря, хотя сейчас лепо». Но мнения разошлись: то ли 3 балла ветра, то ли 4 балла волны. Это таки большая разница! Но пока всё спокойно. Первейшая задача – разобраться, почему заглох мотор. Костя вызвался нырнуть и посмотреть на винт. Так и есть! На него намотался становой швартовный трос. Косте удалось освободить его руками без потерь. В администрацию сообщили, что водолаз не потребуется, а Косте присвоили квалификацию почётного водолаза нашего экипажа.

10:00. Всё-таки шторм пришёл. Ветер W, у нас 6 баллов (24 узла). Яхта вытянула носовой и лезет под пирс кормой. Прошёл ливень. Перезаводим швартовы.

Наша стоянка будет стоить 45 евро. Пока штормит, никуда не пойдём.

14:30. Опять пошёл дождь. Ветер W 6 баллов. Давление Р = 748 Hg (падает). Температура t˚ = 28 – 7 = 21˚С, на ветру холодно.

20:00. Весь остальной день штормит; до 8 баллов на открытых пространствах. Ветер дует наискосок вдоль залива. С поверхности бухты срываются вихри брызг и столбами бегут вдоль залива от устья к вершине, разрушаясь только у самой набережной города. Здесь перед городом прокопан канал через узкое место острова с поворотным разводным мостом. Через этот мост свистит и на 9 баллов. Брызги водопадом перелетают через остров с открытого моря в залив. Проходить мост лучше в спасжилете и со страховкой. Ветер сбивает с ног. Наша яхта своим левым бортом встречает ветер и прикрывает собой остальной ряд судов. Но мы прикрыты основным берегом. Волна, входящая в залив, частично разбивается пирсом нефтезаправки, которая на ветру от нас, и нас качает не сильно. Качка жить не мешает.

Экипаж гуляет по острову. Я сначала делаю вид, что болею, и сижу на яхте, но под вечер мы с Юлей прогулялись до города и фотографировали всё это безобразие новым фотоаппаратом (однако снимки с непривычки вышли нерезкими).

Давление стало расти, Р = 752 Hg. Погода – типичный холодный фронт, с прохождением серии шквальных зарядов. На небе – фронтальные гряды облаков.

24:00. Ложимся спать после праздничного ужина в честь Юли. Погода потишала, но принципиально не изменилась. Давление продолжает расти, Р = 753 Hg. Температура t˚ = 29 – 7 = 22˚C. Ветер NW 4 балла (возле яхты).
31 мая, среда. Лошинь – Задар

Ночью погода ещё потишала, но в целом сохранилась. Ветер 3 балла (до 10 у) NW. То же и утром.

Подъём в 6:50. Будем проходить через разводной мост. Его разводят дважды в сутки: в 9:00 и в 18:00.

На лаге 15877, trip = 31,96. Давление растёт, Р = 756 Hg. t˚ = 26 – 7 = 19˚C. Наше место: 44˚32.686N, 14˚27.379E.

8:30. Отошли. На малых оборотах ожидаем пропуска в компании нескольких яхт и катеров на фоне курортного городка Малый Лошинь. Ветер 3 балла NW.

9:10. Прошли мост, преодолевая встречный прибой. Ветер 4 балла ENE (23˚), левый галфвинд. Поставили полный грот. Скорость хода V = 4,5 узла. Ясно, на небе отдельные циррусы и кумулюсы. Волна в левую раковину. Давление Р = 757 (растёт). Температура t˚= 26 – 7 = 19˚C.

Проблема с мотором. На полных оборотах при прохождении канала появилась вибрация. Запахло горелым маслом, поднялась температура двигателя. Но охлаждение (по видимости снаружи) работает.

10:05. Поставили половину стакселя.  Ветер 5 баллов (13 у), левый бакштаг. Курс 140˚. Скорость 5,5 у. На лаге trip = 37 миль.

10:35. Прошли пролив. Появилась волна. Курс = 146˚. Ветер 14 узлов (4 – 5 баллов) Nord, в бакштаг. Скорость V = 5.5у. На лаге trip = 40,33.

11:20. При экспериментах с мотором выключалась навигация и обнулился trip. На лаге 15890. Ветер 4 балла Nord, левый бакштаг.

Подходим к плоскому острову. Скисло до 3 баллов (8 у) Nord. Скорость хода V = 3,5 у. Поставили полный стаксель. Скорость стала V = 4 узла. Впереди – острова.

11:40. Поровнялись с плоским островом и входим в пролив между островами и материком. Навстречу – сухогруз. Скисло до 2 баллов (6 узлов), фордевинд, изобретаем из отпорного крюка аутригер для шкотового угла стакселя. Скорость хода V = 2,5 узла.

12:10. Проходим мимо открытой бухты с деревней, проплывают интересные местечки. Фордевинд 3 балла (7,5 у) NNW. Курс 140˚. Лаг 15893. Давление Р = 757 Hg (стоит). Температура = 27 – 7 = 20˚C.

Скисло до 2 баллов. Скорость стала V = 2,5 узла.

13:00. Перекус: бутерброды с брынзой и кофе. Сделалась штилевая лавировка. Лаг 15895, trip = 5.3 мили.

13:20. Пришёл ветер 3 балла (6,5 у) в левый бакштаг (NNW). Курс 128˚. Угол ветра 120˚. Скорость хода V = 3,5 у. На лаге trip = 5.76.

До сих пор все были в куртках, а теперь некоторые даже засучили рукава. Тем более что вскоре ветер скис и стал фордевинд (WNW), когда всегда теплеет. V = 2 узла.

14:20. Дунул слева галфвинд (ENE) 2 балла (5 у), 110˚ к курсу. Скорость стала V = 3 узла.

16:50. Открылся Задар. Фордевинд 2 – 3 балла WNW. Курс 107˚. Скорость V = 3.5 узла.

Угол ветра 130˚ слева, бакштаг NW. На лаге 15906, trip = 15.5 мили. На небе сплошь циррусы 100%. Над материком кумулюсы. Волны нет.

18:00. Город приближается медленно. Решили поесть супу. Дунул ветер на 4 балла (9 узлов) с левого бакштага (NNW) 150˚ к курсу. Курс 110˚. Скорость V = 4 узла.

19:00. Подходим к городу. Уже видно имя на пароме, но больше ничего. Ветер 4 балла (10 узлов) с левого бакштага 130˚. Скорость V = 5,5 узла. Обнаружилось, что GPS в салоне показывает скорость на пол-узла больше. Может быть, навигатор рулевого мерит скорость по гидродатчику? В моём дневнике указывается именно эта скорость, по показаниям на рулевой колонке.

На лаге 15919, trip = 29.3 мили.

Ясно. 50% циррусы. На западе собирается циклон.

19:30. Смотали стаксель и изучаем подход к порту.

20:00. На малых оборотах, не давая мотору нагреваться, вошли в марину и ошвартовались в центре города. На городском градуснике t˚ = 20˚C. Тут я и определил поправку к нашему градуснику, который показывал 27˚. Ветер 2 балла (5 узлов) NtW. Давление Р = 756 Hg (опустилось). На лаге 15919, trip = 29.3 m. Наше место: 44˚07’08”N, 15˚13’43”E – мы переехали 15 меридиан (а навигатор после отключения стал показывать секунды вместо долей минут).

24:30. Купив 2´5 л вина, запекши мяса (повар – Костя), сваривши картошки, съевши всё это, легли спать. А ещё я объявил себя здоровым и по этому поводу впервые принял душ в портовых удобствах. Удобства шикарные, но в некотором небрежении, хотя всё есть (бумага, полотенца, …). Но в душевой нет зеркал, а в умывальной комнате нет горячей воды. Так что бриться не удобно.

Итог. За 11,5 ходовых часов прошли 42 мили. Шли 1 час под мотором (отход и подход, берегли мотор), 10 с половиной – под парусами.
1 июня, четверг. День защиты детей

Ночью прошёл дождь.

Утром, в 7:00 светит солнце, но на небе 70% разорванно-кучевые облака. Ветер NE 3 балла. Циклон действует. Давление Р = 759 Hg поднялось. Температура 24,5 – 7 = 17,5˚С опустилась.

11:00. Мы уже позавтракали, уже вызвали моторного мастера, уже сообщили хозяевам о проблемах, и они обещали оплатить ремонт. И тут задумались, не подцепили ли чего на винт, когда проходили разводной мост, уходя от Лошиня? Посылаем под воду почётного водолаза Костю. И точно: на винте чёрт те что! Костя с трудом срезал ножом большой полиэтиленовый сеть-мешок. А что было бы, если бы этот мешок застопорил наш мотор в самой узости при приличном ветре и прибое?! Мы бы разбились о стены канала! За одно обнаружилось свойство нашего днища окрашивать тело в синий цвет, который не смывается пресной водой, а только солёной. Это наверное такое покрытие от обрастания. С лёгкой душой пошли осматривать город и отменили вызов моторного мастера.

Погода хмурится. Облачность 100%. Давление 758 Hg снизилось. Температура 28,5 – 7 = 21.5˚С. Наше место: 44˚07'08”N, 15˚13’44”E.

15:00. Осмотрели город и купили овощей. У нас кончился одни газовый баллон. Оказалось, что в городе обменять или заправить баллон негде (странно!). Ближайшая заправка – в нескольких километрах к югу, туда якобы можно дойти на яхте (в дальнейшем оказалось, что это не совсем верно).

Старый город и цитадель находятся на узком полуострове, куда нужно идти в обход заливов гавани и по пешеходному мосту через глубокий рог для мелких моторок. Запомнились главные ворота с венецианским львом и уютная внешняя гавань. В нескольких местах стоят реставрированные древности, в частности реликтовые колодцы, и есть специальная площадь «Пять колодцев». Любопытны узкие улочки. Взошли (за плату) на обзорную башню Капетанова Кула и снимали панораму городских крыш. В городе ведутся раскопки и выставлены некоторые раскопыши. В городе гуляли до вечера и довольно-таки устали, отдыхаем. Молодые дамы пытались что-нибудь купить.

Облачно 100%. Ветер S, 6 узлов (2 балла). Температура 27,5 – 7 = 20,5 ˚С. Давление 758 Hg не меняется.

21:00. После ужина вечерняя прогулка по городу. Костя утверждал, что должен работать «морской орган» с фонтанами. Но ничего любопытного не было. В старом городе тусуется молодёжь. Погода – стал штиль и начало капать.

24:00. Отбой. Ветер 2 – 3 балла NW. Давление 758 Hg. Температура 26 – 7 = 19˚С.
2 июня, пятница. Задар – Шибеник

7:00. Подъём. Сейчас и ночью – штиль. Облачность – 100%, тяжёлые тучи. Ветер NW 4 узла (2 балла). Температура 24 – 7 = 17˚С. Давление 759 Hg подросло. На лаге 15999 (не хватает 1 мили до круглых 16 тысяч миль пробега яхты, или я неправильно посмотрел??), trip = 0 (опять обнулили).

8:00. Завтрак. Наталья проводит дыхательную гимнастику.

9:00. Отход. Генеральный курс наметили – на юг, на Сплит. По дороге хотим зайти в заповедные Корнатские острова.

Выйдя из марины, ставим паруса и получаем левый бакштаг силой 2 балла. Волны нет. Курс 165˚.Скорость хода 3,5 узла. Давление 759 Hg. Температура = 24 – 7 = 17˚С (не жарко!).

9:30. Ветер скорее 3 балла (9 узлов). Левый бакштаг 140˚. Курс 157˚. Скорость стала 5 узлов. Прошли уже 2 мили.

10:10. Свернули бимини (тент над кокпитом). Стало лучше видно небо и паруса. Но ветер скис и стал мордотык, 1 балл. Врубили мотор. Курс 166˚. Скорость до 8 узлов. Прошли 3,9 мили (trip). Облачность 90% разорванно-слоистая (FrSt) - фото.

10:45. Дошли до канала, который ведёт к Корнатским островам. Канал называется «пролаз Здрелац»; он разделяет острова Углян и Пашман. Через канал перекинут мост. По лоции его высота 18 метров. Верёвочкой мерим нашу мачту и оцениваем её высоту над ватерлинией почти в 16 метров. Пройдём!. Включаем мотор. Фото G. Trip = 7,2.

10:55. Подошли к мосту на 100 метров и увидели, что на нём весит габаритный знак «16,5 м». На мосту собрались наблюдатели. Быстро делаем циркуляцию и идём назад. Бережёного Бог бережёт. Наше место: 44˚01’15”N, 15˚15’42”E (мы на линии 44 параллели). Давление 759 Hg. Температура = 25 – 7 = 18˚С.

11:10. Вышли из пролаза. За нами потянулась другая яхта, которая наблюдала в пролазе за нашими манёврами. Теперь идём на Сплит прямо. Чтобы не делать большой крюк вокруг островов, в заповедник зайдём на обратном пути. Ставим паруса. Получаем полный бейдевинд слева, ветер 12 у (4 балла), 50˚ к курсу, ENE (ост-норд-ост). Волны нет. Курс 112˚. Скорость = 4.5 узла. trip = 9 миль. На судне – мирная жизнь.

12:00. Дошли до узости в островах возле города Биоград. Ветер усилился до 5 баллов (левый бейдевинд). Стало сильно кренить. Зарифились. Навстречу множество яхт под зарифленными парусами и под мотором. Идут сдавать чартер в Задар. Их не на шутку прикладывает, и нас тоже. Прошли за сегодня уже 15 миль.

Облачность 90%. Давление 759 Hg. Температура = 25 – 7 = 18˚С.

13:20. Подходим к о. Мардер. Ветер усилился до 6 баллов в галфвинд. Ещё намного зарифились. Волны пока нет. Скорость = 7 узлов (как под мотором!). Облачность 90%.

14:00. Прошли маяк Присняк. Ветер 6 баллов в галфвинд. Совсем зарифились. Рядом яхту кладёт под одним стакселем. Волна крутая, идёт от берега, перекидывает брызги через всю яхту, но качает не зловредно. Решили сегодня не тянуть до Сплита (туда ещё далеко), а зайти в любопытный древний город Шибеник, который расположен глубоко в губе устья реки Крка (самая длинная река Далмации). Курс = 125˚ - 140˚ в зависимости от ветра и берега. Стараемся не терять высоты, но и не прижиматься под скалы.

Давление 759,5 Hg. Температура t˚ = 25 – 7 = 18˚C (не теплеет!). Наше место: 43˚48’59”N, 15˚33’45”E.

По мере продвижения на юг ветер усиливается и заходит. Отмечен порыв ветра в 40 узлов (9 баллов). Обычно же при затишьи – 6 баллов, при усилении – 7 баллов. В виду города Водице ложимся в крутой бейдевинд, чтобы войти в залив, ведущий к Шибенику. Но особенно крутого бейдевинда под одним зарифленным гротом не получается. Упираясь в остров, ограничивающий залив, закладываем два контргалса. Яхта на удивление хорошо идёт в поворот. Но также на удивление сильно теряет управляемость при снижении скорости; так что первый поворот я от неожиданности упустил так, что мы легли на фордевинд и вернулись на прежний галс. И опять же удивительно, что ничего страшного не случилось. Но нужно быть внимательней.

Рядом с нами лавировали ещё две яхты. Глядя на них, представляешь себе, что и мы выглядим весьма экзотично – на больших кренах с маленьким лоскутом паруса и с усами брызг вокруг.

16:50. Приблизившись к пологому берегу в проливе южнее Водице, мы получили менее крутой бейдевинд, более умеренный ветер и гладкую воду. Без особых проблем миновали мелководье (отмечено буём) и достигли устья губы, ведущей к Шибенику. Губа загорожена старинным фортом на острове и обставлена речными навигационными знаками. Ветер сохраняет силу в 6 – 7 баллов от NE. Облачность 80%. Осадков нет. Убрали паруса и включили мотор. Узкий канал в скальных берегах выводит на разлив вытянутого поперёк озера, на противоположной стороне которого светятся красные крыши города Шибеник.

17:30.Ошвартовались у стенки прямо напротив входа в озеро из канала. Стоим у городской набережной. Марины и удобств нет, но деньги за стоянку с нас взяли. Охраняют нас далматинские собаки. Вдоль шибеникского озера дует с прежней силой (6 баллов, NNE), но у стенки ветра почему-то почти нет. Однако прибор на мачте показывает 13 узлов (4 балла), Nord.

После перекуса осматриваем город. Не пожалели, что пришли сюда. Крутые узкие улицы замощены как лестницы. Для проезда немногочисленных машин и мотоциклов на лестницы укладывают доски (одна доска – для мотоциклов, две доски – аля автомобилей). Да и на относительно широких улицах есть, что посмотреть. Вокруг - стены домов из дикого камня, почти без окон, как крепостные башни. Живописное кладбище над городом. И живописный вид с него на озеро, на город, на противоположный берег, где вблизи канала поднимается дым лесного пожара. Пожар тушат два самолёта, которые поочерёдно сбрасывают воду в клубы дыма. Повсюду на стенах исторических зданий видны следы обстрелов.

Оказалось, что и в Шибенике нельзя заправиться газом, и поблизости заправок нет.

20:00. Вернулись на яхту. Погода та же. Временами выглядывает солнце. Ветер с берега, по прибору – NNE, до 20 узлов (5 баллов). Наше место 34˚44’05”N, 15˚53’24”E. Давление = 759 Hg (стоит как вкопанное!). Температура = 56 – 7 = 19˚С (не жарко!).
3 июня, суббота. Крка

Ночью погода продолжалась, но ветер потишал.

Я встал в 7:00. Умылся, побрился. Облачность 60% разованно-слоистая. Ветер слабый, дует во все стороны до 5 узлов (1 – 2 балла).

После завтрака все идём на прогулку в крепость. Вход туда стоит 10 кун. Внутри ничего особенного нет, но сама крепость любопытна, и виды с неё хорошие.

11:10. Выход в море. Сегодня идём вверх по реке Крке смотреть знаменитые водопады. Облачность 100%, моросит. Ветер 3 балла (12 узлов), NE. Идём под мотором со встречным ветром. Скорость хода 6 узлов.

Река Крка представляет собой скорее морской фьорд с двумя озёрными расширениями. Нижнее расширение – Шибеникское озеро, верхнее расширение – на полпути от Шибеника до водопадов. Водопады – это видимо конец естественной долины реки, где она впадает в тектонический разлом морского фьорда. Через узкие части реки переброшены автомобильные мосты. Под двумя нижними мостами проход на яхте не вызывает затруднений (высота около 30 м). Третий мост, после городка Скраден, низкий. Он является естественным пределом, до которого открыто свободное плавание. Дальше – заповедник, куда возят экскурсантов на местных рейсовых водных трамвайчиках.

12:40. Ошвартовались в марине городка Скраден. Облачность 100%, моросит. Ветер – 6 узлов (2 балла) NNE. На лаге 15979, trip = 60 миль. Фото G.

13:00. Поплыли на трамвайчике в заповедник. Это – бесплатно. Платить нужно будет при входе в заповедник. Погода всё та же, но иногда выглядывает солнце, иногда моросит. Ветер 4 балла.

По экскурсионной тропе обошли весь заповедник. Действительно всё очень живописно. Водопады хоть и не слишком большие, но их очень много и они повсюду. На водопадах в одном месте построены мельницы, кузницы и другие музейные сооружения(жёрнов крутится, мука сыплется!). Пока мы гуляли, очень удачно светило солнце.

Трамвайчики в заповедник ходят каждый час. Полчаса – туда, полчаса – обратно. Обход заповедника – 2 часа. При хорошей погоде там можно провести весь день. В нижних озёрах под водопадами разрешают купаться.

16:00. Вернулись на яхту. Пошёл нешуточный дождь. Давление 758 Hg (упало). Температура = 28 – 7 = 21˚С (потеплело).

К 19:00 дождь перестал и земля высохла. Юля кончила смотреть кино по телевизору. И мы пошли с ней и с Андреем искать путь в крепость над городом. Штурмом взяли горный склон, обойдя снизу район новостроек, и вышли к кладбищу с храмом. Оттуда нашли тропу по гребню к его бровке, нависающей над городом. Нашли какие-то жалкие развалины толи фортеции, толи церкви. Оттуда с трудом пробились через огороды, чтобы спуститься в город.

В 21:00 зажглась иллюминация на высоком арочном мосту через Крку. На яхте мы имели ужин из картошки с тушёнкой.

Ветер стал NNW 2 – 3 балла. Давление 760 Hg (поднялось). Температура = 25 – 7 = 18˚С. Появились звёзды и Луна.

23:00. Отбой. Сегодня прошла половина плавания.
4 июня, воскресенье. Скраден – Сукишан

Мужчины встали в 4:30. Сегодня необходимо дойти до газовой заправки. Хотим также поглядеть на Корнатский заповедник.

5:00. Выход в море. Уже рассвело. Облачность 100%. Ветер 3 балла NNW. Мотором идём обратным путём вниз по реке. Давление 761 Hg (ещё подросло). Температура = 23 – 7 = 16˚С (совсем не жарко).

6:00. Прошли нижний мост и вышли в Шибеникское озеро. Через тучи просвечивает солнце. Курс через озеро = 139˚. Скорость = 6 узлов.

6:30. Пройдя нижнюю узость Крки, выходим в море, проходим мимо форта. Погода та же, облачность 100%. Ветер северный до 5 баллов. Только поблагодарили небо, что нет дождя, как стало капать. Курс по морю = 310˚. Скорость = 6 узлов под мотором.

7:10. Дойдя до Водице, увалились на правый бакштаг и, ожидая усиления ветра, поставили глухо зарифленные паруса и выключили мотор. Скорость хода = 4 узла. Ветер 4 балла (13 узлов). Угол ветра 120˚ справа. Идём к Корнатскому заповеднику через пролив между ближними островами.

7:25. За проливом сделался полный бейдевинд справа, угол ветра 60˚.

7:55. Проходим маячок, стоящий среди моря на подводном камне. На нём знак – два шара – «обходи меня со всех сторон». Ветер Nord 5 баллов (15 узлов), 60˚ справа, бейдевинд. Моросит. Курс = 290˚.

8:00. Ветер отошёл на галфвинд (70˚ – 90˚) NNE, 4 балла (10 узлов). Поставили полный грот.

Затем ветер зашёл на бейдевинд (60˚) при 4 баллах. Волны, однако, нет и не было. Скорость хода = 3,5 узла. На лаге 15998 (скоро разменяем 16 тысяч миль), trip = 78,5.

8:15. Скисло до 3 баллов (8 узлов ветра), 45˚. Почти острый бейдевинд. Поставили полный стаксель. Скорость хода = 3 узла. Наше место: 43˚45’13”N, 15˚40’12”E.

8:40. Сделался штиль. Убрали стаксель и включили мотор. Идём под мотором и гротом. Ветер тянет на 4 узла справа под 80˚. Наша скорость = 6 узлов.

9:00. Общая побудка на завтрак. Мотор долой, чтобы не портил аппетит. Ветер 10 узлов (4 балла), 120˚ справа, бакштаг. Курс 243˚. Скорость 4,6 узла.

После завтрака ветер зашёл на галфвинд (100 – 110˚).

9:50. Заехали за о. Корнат, оставив мелкий островок по правому борту. Легли на острый бейдевинд справа. Ветер 14 узлов (4 – 5 баллов).

10:40. Делаем поворот для обхода мелкого острова и ложимся на крутой бейдевинд левого галса. Ветер 2 – 3 балла. Идём через заповедные острова, оставляя главный о Корнат по левому борту. Острова голые, ничего особо интересного, среди островов много парусов, в том числе трёхмачтовая шхуна. Считаем, что заповедник осмотрели и направляемся теперь к материковому берегу для заправки газом.

11:40. От островов ложимся на галфвинд. Ветер 2 – 3 балла слева. Курс = 015˚ на южный конец о. Пашман. Нужно пересечь большую открытую акваторию, зайти за о. Пашман и прийти в порт Сукишан, где нам обещали газ.

13:00. Дошли до о. Гангаро, т. е. пересекли море. На мысу – часовенка. Ветер – галфвинд 2 - 3 балла (6 узлов), 90˚ к курсу West. Волны нет. Солнце светит! Навстречу идёт большая куча гоняющихся яхт, все правым галсом. Мы следим чтобы уступать им дорогу и фотографируем живописные группы разнообразных парусов.

Курс 005˚. Наша скорость = 4 узла. На лаге 16020, trip = 100,93. После о. Гангаро исправляем курс = 0˚ Nord. Наше место 43˚51'19”N, 15˚27’55”E.

13:30. Огибаем о. Пашман. Новый курс = 343˚. Галфвинд 4 балла (10 узлов) 80˚ West. Скорость хода = 5,8 узла (неплохо!).

Ещё дальше огибаем остров. Новый курс = 333˚. Ветер – бейдевинд 50˚, 15 узлов (5 баллов) WSW.

14:20. Вынуждены сделать поворот на правый галс от встречной яхты. Дальше должна быть лавировка в проливе. Ветер 17 узлов (5 баллов) Nord. Облачность 80%. Наша скорость = 4 узла.

14:50. Дойдя до берега, вместо лавировки включили мотор. Идём точно против ветра. Ветер 5 баллов, NNW. Надо же: в каждом проливе свой ветер! Курс = 339˚. Скорость хода = 5,8 узла. Волны пока нет.

На лаге 16030, trip = 111.00. Курс = 337. скорость 5,4 узла. Ветер 18 узлов (5 баллов), в морду.

15:25. Коррекция курса, К = 326˚. Скорость 5 узлов. Ветер усилился до 6 баллов (24 узла), мордотык NW. Пошла встречная волна, но не злая.

16:00. Входим в марину Сукишана. Ветер - 6 баллов. Пошла крупная волна. Приближаемся к заправочной станции, спрашиваем о газе. Оказывается, вопреки лоции газозаправочной станции здесь нет. Нужно ехать в магазин и обменять там баллоны. До магазина толи 3 километра, толи 3 мили.

16:40. Закончили швартовку. Сделали пять попыток подойти к указанному месту при навальном ветре. На небе солнце. Облачность 30%. В порту ветер – 4 балла, NW. На лаге 16037, trip =- 117,75. Наше место: 44˚03’21”N (опять пересекли 44-ю параллель), 15˚17’51”E. Марина называется Златна Лука, а посёлок с магазином и газом – Бибинье. А где Сукишан?

Рядом на пирсе стоят приветливые австрийцы. Они объяснили, что с газом в Хорватии вообще плохо и обещали завтра в 7:00 отвезти нас в магазин на своей машине, которая у них стоит здесь же. Мы с радостью приняли их предложение. Во всех переговорах неоценимую услугу оказывает Костя, который без запинок изъясняется и по-немецки и по-английски. А пока нужно перекусить и запить.

19:00. На прогулке нам не хватило часа, чтобы пройти всю марину из конца в конец. Дивились на корпус гоночной яхты, который красовался на высоких кильблоках. У неё фальшкиль, видимо, длиной 3 метра, а борт как раз невысокий. Мачта её лежала рядом на подставках; толщина её – с бочку.

Погода – ясная, солнце светит. Облачность – только 10%, кумулюсы над горами. Ветер NW, 14узлов (4 балла). Температура воздуха = 30 - 7 = 23˚С. Давление = 758 Hg (опустилось). Температура воды по яхтенному прибору 21,3˚С (небось врёт, завышает).

22:00. Мы хорошо посидели за ужином и стали расходиться. Ветер скис до нуля. Облачность сползла с гор и стала 90%. Давление поднялось = 760 Hg. Температура воздуха стала 26 – 7 = 19˚С

Результаты. За день прошли 60 миль. Ходовое время = 11 часов 40 минут. Из них под парусами = 7 часов 30 минут; под мотором = 4 часа 20 минут. Время не аддитивно: часть пути шли двойной тягой.
5 июня, понедельник. К зелёной стоянке.

6:00. Над бухтой зависло облако и из него каплет на капитана, который спит в кокпите. Ветер – Ost (E) 10 узлов (4 балла). Облачность 80%, разорванно-дождевая.

Боцман был проснувшись и дремлет в салоне, капитан ворчит в кокпите. Я сказался спящим, улёгся и уснул опять.

7:00. Костя и Володя поехали с австрийцами за газом.

7:40. Газовщики вернулись, а я проснулся. Облачность 90% разорванно-слоистая, осадков нет. Ветер SE 4 узла (2 балла). Давление 763 Hg (сильно поднялось). Температура = 24 – 7 = 17˚С (прохладное утро – это хорошо).

Дамы ещё раз сходили в маринский магазин.

9:40. Выход. Облачность 30%, разорванно-слоистая. Ветер 11 у (4 балла), SSE.

Сегодня мы желаем ночевать в дикой бухте.

9:50. Поставили полные паруса. Скорость = 4,5 узла. Фордевинд. Курс = 322˚.

10:00. Сделался левый бакштаг, угол ветра от 120˚ до 140˚ S, сила – 3 балла (7 узлов). Наша скорость = 3,8 узла. Курс = 319˚. На лаге 16038, trip = 119. Капитан ищет по лоции бухту для стоянки. Намечает два заливчика на острове Раб.

11:40. С гор в море тянутся хвосты лохматых тёмных облаков. Вот мы и догнали таковой. Он оказался с небольшим дождём. Наша скорость 4 – 4,5 узла. Ветер бакштаг слева 140˚, 10 узлов (4 балла). На лаге 16046, trip= 126,5.

13:20. Сделали поворот фордевинд и идём на бабочке. Курс 348˚. Скорость = 4,4 узла. Идём вдоль материкового берега в проливы.

13:40. Ветер скис до 4 узлов (2 балла). Скорость упала до 1,7 узла (мало!). Убираем паруса, включаем мотор. Теперь наша скорость = 6,5 узла.

Светит солнце. Облачность 20%, слоисто-кучевая. Давление = 760 Hg (упало). Температура = 30 – 7 = 23˚С (уже тепло!). На лаге 16056, trip = 136,2. Наше место: 44˚16’07”N, 15˚01’33”E (скоро пересечём 15-ю параллель).

14:20. Я остался в плавках, значит – тепло. Если лежать на палубе, то тоже не холодно. Идём фордевинд под мотором при ветре SSW, 2 балла. На лаге 16060, trip = 140 миль. Скорость 6,5 узла.

15:10. Прошли пролив у о. Брушняк. Здесь мелко! Наша скорость = 6,2 узла. Ветер West 7 узлов (3 балла). Идём мотором. Курс = 341˚. На лаге 16065, trip = 145,7.

15:20. Сделался галфвинд, и мы поставили к мотору грот. Курс = 339˚. Скорость = 6,3 узла. На лаге 16066, trip = 147. Мимо проплывают берега и горы.

18:00. Стал штиль в левый бейдевинд. Море гладко-масляное. Загорать однако стало холодно, пришлось одеться. Убрали грот. Скорость = 6,3 узла. На лаге 16085, trip = 157 (?). Курс = 344˚. Подходим к мысу Пага с маяком: белый «километровый столб». Экипаж готовится к рыбной ловле.

18:20. Прошли Товарнеле. Правим на бухту Увалия Цифната на острове Раб. Под мотором имеем скорость = 6,4 узла. В воздухе штиль, опять стало тепло. Давление = 756 Hg (резко упало). Температура = 33 – 7 = 26˚С (действительно тепло). Наше место: 44˚42’14”N, 14˚43’22”E.

19:20. Закончили швартовку. Опять Костя сигал в воду. Потом оказалось, что у него простуда. На лаге 16092, trip = 172,84 мили.

В бухте штиль. Слегка тянет с моря. Температура воздуха = 30 – 7 = 23˚C. Температура воды = 21,3˚С (врёт, наверное). Давление = 757 Hg (слегка поднялось).

Народ производит водные процедуры за бортом. Я не купался. Вода прозрачная. На дне видны ежи и огурцы. Двоих огурцов отловили – они противные и их отпустили.

После купания был ужин из мясного борща, который сварил Константин.

22:00. В темноте сверкают молнии над горами. Над нами сгущаются перисто-кучевые облака (100%). Луна ещё просвечивает. Давление = 761 Hg (сильно поднялось). Температура = 28 – 7 = 21˚С.

23:00. Отбой. Облака разошлись. Ясная луна. Подъём намечен на 5:00; хотим пораньше прийти в Опатию и договориться об экскурсии на Плитвицкие озёра.
6 июня, вторник. В Опатию.

5:30. Я встал с некоторым опозданием, и капитан с Гуськиным уже готовы сниматься со стоянки. Гуськин на тузике поплыл отдавать швартовы, но один из них пришлось разрезать. Теперь будет кончик для такелажных упражнений. Тем временем с моря пришёл грозовой фронт с ливнем. Пережидаем, пьём кофе и надеваем непромоканцы. Ветер – 5 баллов, южный.

7:00. Фронт прошёл. Дождь скончался. Снимаемся с якоря. Выходим из бухты. А в бухту входит крупная волна. Мы против волны идём малым ходом, но всё равно получили несколько хороших ударов по носовому днищу. Как то там спится нашим дамам?!

Выйдя из бухты, поучаем фордевинд 5 баллов от SE. Идём пока под мотором: не знаем на который галс ставить паруса. Идём пока вдоль берега острова.

7:40. Оторвавшись от острова, получаем правый бакштаг 4 балла. Ставим грот. Скорость = 6,5 узла. Курс NE 330˚.

8:00. Ветер скис и стал точно встречным. Пришла нерегулярная волна с юга и стало качать. Убрали грот. Курс 327˚. Скорость = 6,5 узла.

9:00. Приближаемся к мелкому острову и целимся в пролив между ним и о. Црес. Догнали чёрную тучу и пошёл несильный дождь. Ветер встречный, 3 балла. Курс = 330˚. Скорость хода = 5,5 узла. давление 764 Hg (поднялось). Температура = 25 – 7 = 18˚С (для дождливого утра это не холодно).

9:50. Вошли в пролив Крутич, пройдя левым бортом мимо навигационного знака. Ветер в морду 4 балла. Волна – 1 балл. Скорость = 5,5 узла. Место: 44˚57’42”N, 14˚29’27”E.

10:15. Пересекли паромный створ сообщения между островами Крк и Црес. Перед нами прошли навстречу друг другу два паромных лайнера. Пролив Средние Врата. Курс = 335˚. Скорость = 5,5 узла.

Сделался штиль. Справа нависает туча с дождём, ограниченная клубящейся оборкой с нашей стороны (Она надвигается или отодвигается?). Слева над Цресом появляются просветы. На востоке на горах – низкие облака. Нас догнал большой рыбацкий катер. Маленький прошёл навстречу. Температура воды = 19,2˚С (по погоде – не похоже). На лаге 16113, trip = 193,71 миля.

11:10. Выходим из Средних Врат. Дует встречный штиль (4 узла ветра). На небе разорванно-дождевые облака, из которых капает. Облачность 100%. Курс = 340˚. Подозреваем, что GPS у рулевого врёт курс. Лаг 16118, trip = 198,48.

Дежурные (Наталья и Володя) позвали команду на перекус. Новый курс поставили по компасу 345˚, на Опатию. Впереди уже ясно видны россыпи домов Риеки, можно различать и пригороды, среди которых и наша Опатия. К сожалению в Риеке и справа от неё нет марин, где бы было не страшно оставить яхту на время экскурсии. Оттуда было бы ближе ехать.

12:00. К нам пристроился дельфин. Все его ловят фотоаппаратами, когда он выскакивает из воды. И у меня тоже получился хороший снимок на плёночном аппарате. А дельфин подныривает под яхту, переворачивается на спину и чешет живот о форштевень. Погода в целом – та же, но на западе на горах появляются и расширяются солнечные участки. Тучи остаются где-то сзади и на востоке. Ветер в морду NNW, 3 балла.

13:40. Изучив лоцию, решили, что нужно идти в марину Итшичи, недоходя 1 милю до собственно Опатии. Начинаем заход.

14:15. Закончили швартовку. Погода сухая, штиль. На лаге 16136, trip = 216,65 мили. Место: 45˚18’50”N, 14˚17’21”E.

Марина здесь маленька. Еле втиснулись на свободное место, скребясь кранцами о борта соседних яхт.

Пока швартовались, вышло яркое солнце. Стало жарко, все оделись в шорты.

15:00. Имели обед с сосисками и пивом. Тем временем поднялся ветер NE 5 баллов. Стало опять прохладно.

После обеда совершаем прогулку по императорскому променаду имени Франца-Иосифа вдоль берега до Опатии и обратно. Дивились памятному знаку в честь проживавшего здесь когда-то Иосифа Пилсудского, президента Польши. В городке обстановка типично курортная, как в своё время у нас в Гаграх. Было довольно пасмурно, а вернувшись назад, у нас опять светит солнце, но прохладно. Ветер Nord 3 балла.

Вечером я решил принять душ в маринских удобствах. Удобства тут удобные, но вода была холодная.

Завтра едем на экскурсию в Плитвицкий заповедник. 3 часа туда и 3 обратно. Заказали микроавтобус за 2000 кун. Он будет наш весь день. Выезжаем в 6:00, а в полдень планируем отплыть из марины.
7 июня, среда. Плитвица

Ночь была спокойная, облачность переменная, ветер таки дул. Температура утром = 23 – 7 = 16˚С (холодно). Давление = 766 Hg (растёт). Место по карманному навигатору: 45˚18,832’N, 14˚17,341’E.

5:00. Общий подъём. Штиль. Росы нет. Облачность 100%. Над горами видны просветы. Мы надеемся, что по ту сторону перевала будет хорошая погода.

6:00. Отъехали на автобусе в заповедник. На шоссе видно, что дует сильный ветер.

6:43. Объезжаем глубокий залив. В нём из ущелья дует настоящая бора баллов на 9. Вихрями срывает водяные брызги с поверхности бухты и несёт столбами в море. Место называется Бакарац. Наташу маленькую укачивает, и она пару раз просила остановится.

Пока ехали через перевал, погода не улучшалась, а только ухудшалась. Под конец пошёл нормальный дождь, но ветра здесь нет. Термометр в автобусе показал 6˚С (вот вам и солнечная Хорватия!).

Проезжая мимо моста на остров Крк, о котором в лоции сведений нет, увидели, что он очень высокий и пройти под ним не было бы проблем. Так что можно было бы зайти на яхте в г. Сень, откуда ближе всего до Притвиц. Это не удлинило бы наш путь по морю.

9:30. Приехали. Некоторые еле добежали до сортира, и вообще настроение – неважное из-за долгого пути. Надели плащи, взяли у шофёра большие зонтики. Дождь продолжается, но незначительный. Так что ехали 3 с половиной часа.

12:20. Вернулись к автобусу, обойдя нижнюю группу озёр, в которую падают водопады. Зрелище достойное, даже при плохой погоде. Такие же многочисленные водопады, как на Крке, но гораздо мощнее по высоте. Они удивительно мирно соседствуют с совершенно тихими болотами. Через большое озеро возят трамвайчики (бесплатно).

15:30. Вернулись в Итшичи к яхте. На перевале всё также дуло. Но по мере приближения к дому ветер слабел и облака рассеивались. Здесь облачность 40%, ветер – 2 балла S (т. е встречный, когда мы выйдем на яхте в дальнейший путь). Давление = 763 Hg (упало). Температура = 29 – 7 = 22˚С (терпимо).

17:00. Перекусив, уходим из Итшичи. Ветер 1 балл West. Потом ветер сменился на южный, встречный. Идём под мотором. Курс = 191˚. Скорость = 6,5 узла. Сегодня нужно дойти до первой удобной для ночёвки бухты.

18:15. Пришёл ветер от SE 10 узлов (4 балла), бейдевинд. Потом он опять вернулся на азимут SSW, нам в лоб. Идём под мотором. Курс = 196. Скорость = 6,4 узла. Проходим пролив Великие Врата, прощаемся с Далматинскими островами (фото). Будем огибать п-ов Истрия с юга.

19:00. Заглянули в первую бухту – Пломинска Лука. Очень живописно: скальный фьорд. Но в нём построено что-то очень чёрное и индустриальное. Идём дальше. Ветер 2 балла SW, встречный.

20:00. Бросили якорь во второй бухте – Прклог. Ветер теперь NW 1 балл. Температура = 28 – 7 = 21˚С. Давление = 764 Hg (повысилось). На лаге 16154, trip = 237,58. Место: 45˚03’09”N, 14˚08’42”E.

22:30. Отбой. Ветер с гор вдоль залива. Давление 764 Hg. Температура в салоне = 27 – 7 = 20˚С, но снаружи холодно. Выпала роса.
8 июня, четверг. Вокруг Истрии

Ночь прошла спокойно.

5:30. Подъём навигаторов. Дамы спят. Сегодня мы задумали обогнуть Истринский полуостров, пройти мимо Пулы на север, где посетить достопримечательный Лимский Канал, чтобы завтра на обратном пути посетить Колизей в центре Пулы и к вечеру прийти в порт приписки для сдачи яхты.

Утро ясное и холодное. Ветер 1 балл от азимута 310˚ (NW).

5:50. Снялись с якоря. Давление 769 Hg (поднялось). Температура = 21 – 7 = 14˚ (действительно холодно!). На лаге 16157, trip = 0,0 (опять обнулился).

6:00. Вышли из бухты. Попутный штиль (1 балл NNW), но слева с моря приходит волна. Курс = 160˚. Скорость = 6 узлов под мотором.

6:15. Поставили все паруса. Бакштаг левого галса. Ветер NE 11 узлов (4 балла), угол ветра 120˚. Курс = 178˚. Скорость под парусами = 5,4 узла.

Ясно. Над горами ещё клубятся облака, но меньше, чем вчера.

6:45. Обходим мыс перед заливом Раша. Мыс называется Црна Пунта (Чёрный Пункт), на нём с южной стороны стоит цементный завод (но пылит он не очень).

Идём фордевинд левого галса, стоит бабочка. Наша скорость = 7 узлов.

7:10. Ветер NNE окреп до 5 баллов и даже 6 баллов (20 узлов). Убрали стаксель и немного зарифили грот. Скорость хода всё равно = 6 узлов. Идём фордевинд левого галса. Правим на дальний мыс – южное окончание полуострова Истрия. Курс = 225˚.

Тем временем Костя встал на кухонную вахту.

8:00. Свистать дам наверх! В кокпите поданы блины с мёдом и творогом. Главная задача – удержать всё в руках и донести до рта. Волна стала заметная. Ветер 5 баллов. Скорость хода = 4,5 – 5 узлов. Курс – на мыс Марлера.

9:00. Прошли маяк у мыса Марлера. Мыс прикрыл от ветра и волн, но всё равно остались 5 баллов. Мы сделали поворот фордевинд и прибавили грота. Скорость = 5 узлов.

Установился бакштаг (120˚) правого галса с ветром 5 баллов при незначительной волне. Фото G. Скорость 5,7 узла. Правим на маячки, установленные на камнях мыса.

10:00. Обошли мель с красным маячком. Привелись к северу на обход мыса. Стал полный бейдевинд (60˚). Ветер NE 5 – 6 баллов (20 узлов). Идём под зарифленным гротом. Скорость = 4,8 узла. Курс = 335˚.

Ясно. На западе виден фронт облачной дымки. Над Истрией – маленькие кумулюсы. Ветер до 22 узлов (6 баллов). Наша скорость =  5 узлов.

11:15. Проходим мимо исходной Веруды. Ветер из заливов 6 баллов (до 24 узлов). Идём бейдевин 50˚. Скорость = 4,5 узла.

11:50. Проходим вблизи мыса Мужиль с пустыми орудийными позициями. Здесь мы слегка закисли. Ветер NE галфвинд 3 балла, 90˚. Скорость = 3,8 узла. Курс = 326˚.

Выйдя из-за мыса в залив, опять получили ветер 5 баллов

12:20. Ветер отошёл, стал 4 балла, под углом 100˚ к курсу (галфвинд). Поставили неполный стаксель. Курс 317˚. Скорость = 3,5 узла.

Проходим остров с орудийными амбразурами и подходим к острову с маяком. На карте читаем: Briuni; указано, что тут запретная зона. Уваливаемся на бакштаг (130˚), подальше от берега. Курс = 310˚. (Потом оказалось, что это и есть знаменитый остров Бриони, на котором имел резиденцию тов. Тито. И никакая это не запретная зона теперь, а популярный экскурсионный объект. Проходя мимо, мы видели на берегу какие-то ухоженные пляжи и набережные в глубине заливов.)

12:30. Пройдя «зону», устроили общий закусон. Видимо по этому поводу ветер резко повернул в обратную сторону, стал западный. Получили левый бейдевинд 3 балла, угол ветра 60˚. Курс = 324˚.

Вскоре ветер зашёл (WNW) на острый бейдевинд (40˚), и мы стараемся вырезаться мимо голого острова курсом 333˚. Скорость = 3,5 узла.

12:45. Ставим полный стаксель. Ветер 3 балла. Острый бейдевинд слева (40˚). Волны нет. Ясно. Справа над Истринским берегом образуются кучевые облака. Нас обогнала польская яхта под мотором; идёт нашим же курсом. В море много и других яхт, но они свалились куда-то в сторону Пулы, мимо которой мы проходим, имея в виду зайти туда на обратном пути. На лаге 16194, сегодня прошли уже 37,11 мили.

14:00. Ветер прежнего направления 5 баллов (16 узлов). Идём прежним курсом 333˚. Скорость = 6 узлов. Лаг = 16202, trip = 45,33. Над Истрией уплотняются кучевые облака. Над морем ясно.

14:40. Прошли острова напротив города Ровинь. Сам город живописно смотрится за островами. Курс Nord 0˚. Ветер 4 балла WNW. Полный бейдевинд. Скорость = 5,8 узла.

15:15. Открылось устье Лимского канала. По сторонам устья – рекреатории с пляжами, видны яхтенные стоянки. Уваливаем на вход в канал. Галфвинд 90˚. Ветер 14 узлов (4 – 5 баллов) West. Наша скорость = 6,2 узла. Курс = 20˚.

15:45. Вошли в узость канала, представляющего собой прямой фьорд с высокими крутыми берегами. В бинокль разглядели нудистов на пляжах, выходящих к морю. Наташа возмущается предвзятому отношению Кости к нудистам. В лоции, действительно, прочитали, что здесь – известный мировой центр нудизма. Но нынче нудистам не повезло – холодно. Поэтому только немногое нудисты тут нудируют.

Курс = 89˚. Скорость 4 узла. Ветер в канале подкисает, волна сглаживается; дует на 4 балла (10 узлов), фордевинд вдоль фьорда. На лаге 16213, trip = 55,92.

16:10. Осматривая берега и выбирая место швартовки, дошли до буя, на котором написано, что дальше плыть нельзя: зона рыборазведения. На лаге 16214, trip = 57,05. Таким образом, в канал можно войти на 1 морскую милю. Убрали паруса, идём назад под мотором. Ветер теперь в нос, 4 балла. Наша скорость 5,7 узла.

Осматриваем приглянувшиеся места стоянок. Но таковых почти нет. Берега прямые, без бухт и пляжей – почти отвесные скалы, заросшие кустами. А возле берега – глубоко, якорь держать не будет. На северном берегу посередине склона видим пещеру с закусерием; возле неё устроен причал для моторок, но нам здесь стоянка не светит. Уходим на южный берег. Здесь в небольшой бухточке на миниатюрном пляжике загорает пара нудистов с моторкой. Это – приемлемое место. Когда мы подходим, нудисты надевают штаны и сигналят, что они собираются уходить, но мы всё-таки чалимся поодаль.

16:50. Заканчиваем швартовку, как всегда, послав водолаза Костю в воду заводить швартовы на берег. На берегу рядом с нашим местом – симпатичные скальные плиты, уходящие в воду. (Лучше было бы чалиться к ним). За плитами пляжик, откуда ушла моторка с нудистами.

Ветер здесь у берега – 3 балла (7 узлов), дует от устья канала, WNW.На лаге 16216, trip = 58,8. Температура воды по нашему градуснику = 21˚С, но я пощупал воду ногой и решил, что она холодная. Температура воздуха = 31 – 7 = 24˚ (не слишком жарко). Давление = 762,5 Hg (упало с утра на 6,5 мм).

19:00. Стоим. Капитан с мотористом-боцманом завели мотор на тузике, и снарядили десант  на другую сторону фьорда посмотреть, что дают там у пещеры. Н яхте мёртвый час, а мы с Юлей сошли на берег и пробрались на пляжик. Он оказался скрытым от всехних глаз, и ветров, и мы там устроили купание без ничего. Я проплыл только два круга диаметром по два метра и вылез. По ощущению никаких 21˚C тут нет; в лучшем случае 17˚С. Фотографируем крабов в камнях.

А в пещере по сообщению разведчиков ничего интересного нет.

На небе кучевые облака растаяли, но на западе надвигается пелена циррусов. Ветер 2 балла (6 узлов) NW. Температура воздуха 28 – 7 = 21˚С. Давление = 735,5 Hg (подросло).

22:35. Поужинали, и – общий отбой. Ночь ясная. Выпала роса. Ветер южный 1 балл. Температура воздуха = 26,5 – 7 = 19,5˚С. Давление = 766 Hg (ещё подросло).
9 июня, пятница. Последний переход

Ночь была тихая. Ясная, звёздная, холодная.

5:30. Встал боцман, а вслед за ним – я и капитан. Тихо, штиль. На палубе роса. На небе цирруса. На западе фронт слоистых облаков. Тянет бриз от SE, 1 узел. Температура воды = 20,5˚С (?). температура воздуха 20 – 7 = 13˚С. (Действительно прохладно!, но я бы не советовал лезть в море, чтобы согреться). Давление = 768,5 Hg (ещё возросло).

6:00. Вахтенная команда отдала швартовы, выбрала якорь и запустила мотор. Выходим из Лимского Канала. Завершили 400-ю милю нашего плавания. Идём на Пулу. Сегодня наша задача – осмотреть Пульские древности, найти закрытую бухту для купания и вернуться в родную марину.

На море штиль, тянет с веста. Наша скорость = 6 узлов под мотором.

6:30. В открытом море ветер стал NE, но всё равно 1 балл. Волны нет совсем, одна рябь. Скорость = 6 узлов.

7:00. Прошли Ровинь. Курс = 166. Скорость = 6 узлов. Наше место: 45˚04’07”N, 13˚36’35”E.

7:20. Миновали Ровиньский архипелаг. Курс = 150˚. Скорость = 6 узлов. Штиль: 1 балл NE.

8:00. Ветер стал 2 балла NNW. Курс = SSE 158˚. Скорость 6 узлов.

9:20. Подходим к Пуле. Вот карта Пулы и её центра. На малой скорости обходим запретный остров и заходим в порт. Курс = 124˚. Скорость = 4 узла под мотором. Ветер NE 3 балла.

10:15. Ошвартовались у набережной. В марине нас не приняли. Ветер NE усилился до 4 баллов.

Приятная утренняя прогулка по солнечному городу. Осмотрели колизей. Зашли в археологический музей, где смотрели подводные ископаемые. И здесь наслоения Венеции на древнеримские камни. Городская крепость хороша, но она относится к 19 веку, и даже к 20-му. В воздухе тепло, но на ветру прохладно. Раздувает до 5 баллов.

12:45. Вернулись на яхту. Отходим, платы за стоянку с нас никто не требует. В гавани ветер 3 балла NW. На лаге 16243, trip = 85,66. Над нами сгустились кумулюсы, 80%. На юге ясно. Идём туда. Ветер – мордотык, идём под мотором.

Рассуждаем, не следует ли нам зайти в гости к маршалу Тито на Бриуни. Но не сочли: курортные места мы и в других странах увидим.

13:18. Вышли за мол. Курс на юг = 165˚. Ставим паруса. Скорость = 5 узлов. Ветер – галфвинд 120˚, 3 балла (9 узлов). Имеется небольшое волнение.

13:35. Опять проходим мыс Мужиль с амбразурами. Бакштаг справа 140˚. Ветер 3 балла (7 узлов).

13:50. Курс 117˚ фордевинд. Ветер NW 2 балла (3 узла). Наша скорость = 2,5 узла под парусами.

Заходим в круглую лесистую бухту, но по берегам леса заняты рекреаториям, а в вершине бухты – деревня с этикеткой Stoja. На лаге 16247, trip = 90,23. В бухте дует с веста, 2 балла.

14:15. Бросили якорь в центре бухты, прикрывшись от ветра мысом. Устраиваем коллективный заплыв. Однако я, Андрей, Наташа и Аня от купания отказались. На обед имеем: суп из концентратов, салат с «крабами», пиво.

15:15. Снялись с якоря. Пошли под мотором в Веруду. До неё совсем близко, она просто за углом залива. В маринском заливе много парусов, гоняются «оптимисты». Ветер SW 2 балла. Курс 167˚, бейдевинд под мотором. Скорость = 6 узлов. На небе кучевые и перисто-слоистые облака 50%.

15:50. Заполнили баки горючим на станции, удобно расположенной у входа в марину. Ветер – 2 балла.

16:00. Ошвартовались в базовой марине на законном месте № 35 пирса № 7. Ветер W 3 балла (7 узлов). Путешествие закончено, все довольны.

На лаге 16251, trip = 93,9. Таким образом, в течение плавания мы прошли на яхте 433 морских мили.

В природе настала наконец умеренная теплота при ярком солнце, но не настолько тепло, чтобы мы с Юлей захотели купаться. Однако остальные потянулись на пляж, который располагался в вершине бухты за южной околицей марины, за нефтезаправкой. Мы же с Юлей прогулялись туда просто так, и прошли ещё дальше по дикому берегу.

20:00. За торжественным ужином всё допили и доели, включая сушёную рыбину, которую Юля ковыряла до ночи. Стал штиль, стало тепло.

После захода солнца сильно похолодало. Посмотрели мои цифровые фотографии в компьютере. Остались довольны.
10 июня. Уезд

6:00. Я встал. Ясно. Но на небе циррусы. Штиль. Яхта стоит как вкопанная. Не так уж и холодно. Вылезаю в шортах, но мёрзну. Надеюсь, что потеплеет.

9:00. Позавтракав, с вещами – на выход. Загораем на пляже, оставив вещи около конторы. Дамы покупают морские раковины. Юля всё-таки залезла воду, за что получила ещё одну лихорадку на губах. Хозяйская команда нашу яхту чистит и драит.

13:00. За нами пришёл заказанный микроавтобус. Стоил 300 кун (?).

13:30. Мы уже в аэропорту. По хорватски это – zračna luka Pula. Фото

16:00. Мы в самолёте (zrakoplov) ИЛ-86. Места 19 H и I. Из окна кое-что видно перед крылом, но не густо. Самолётик старенький. Колёса протёрты до корда. Внутри как-то несвеже. Но ничего, всё в порядке.

16:20. Взлёт. До Москвы летели именно 3 часа, быстрее чем в Пулу.

Довольно быстро получили вещи, и благородный Костя довёз нас с Юлей прямо до дома на своём фирменном такси.

К полуночи мы дома. Тут всё благополучно, хоть ещё целую неделю не будет горячей воды. Стирку вещичек откладываем до лучших времён.

Путешествие закончено

Теги: 
Рейтинг:  3.46

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 




Новые отчеты
Все отчёты >>

Облако тегов




Рекомендуем:

Глоссарий терминов

А Б В Г Д И К Л М Н О П 
Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я 

Случайный термин

 
 

Нашли неточность, ошибку, или просто хотите выразить своё отношение к странице или разделу? Пишите нам!
© Игорь Истомин, 2007-2012 гг.