На главную
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация


Навигация
- Форум
- Фотогалерея
- Каталог яхт-клубов
- Карта сайта
- Яхтинг в Интернет
- Реклама на портале
Реклама
Случайное фото
Наши рассылки

Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Рейтинг@Mail.ru
 
Японское море

Вокруг Японии 2006 - поход вокруг островов Хонсю и Кюсю

"10 июня 11-30.
Произведен осмотр яхты на предмет отсутствия на борту предметов, запрещенных к вывозу из России и посторонних лиц. Запрещенных предметов и посторонних лиц не обнаружено. Досмотр закончен в 12-00. К-н Попович."


С этой странной записи в судовом журнале начался наш очередной дальний поход, как впрочем, и прошлогодний. В 14-13 наши доблестные пограничницы и таможня покинули борт и мы отдали швартовы.
Японский поход этого года сложился только поздней весной, когда первоначальные планы пришлось срочно менять. По состоянию на 1 июня приглашений для виз не было (общество дружбы России с Японией больше нами не интересовалось), лодка на воде, новая сувдовая машина собрана в "макетном" режиме и проведены ходовые испытания, из нового оборудования - установлен радар с картплоттером Raymarin RL70CRC+, сканер 2KW с картами С-map и двухлопастный винт с флюгерными лопастями "Макспроп" диаметром 17" (432мм). У этого винта шаг лопастей можно устанавливать при сборке винта, на берегу. Я проконсультировался по шагу с Дадли Диксом и Альбертом Назаровым. Кроме того информацию по шагу я получил и от Игоря Воронина (seamanager), который помог мне его приобрести. После этого, недолго думая, я "усреднил" советы и поставил шаг 9 дюймов при диаметре 17.
Ходовые показали, что с шагом винта я несколько пожадничал, можно было поставить побольше. Ошибка в расчетах крылась в том, что двигатель с рисоуборщика, при паспортных максимальных оборотах 3600 об.мин. был отрегулирован японцами на 2900. Если быть более точным - эти двигатели производятся по нескольким разным спецификациям, с разными максимальными оборотами и мощностью. Я этот регулировочный болтик крутить не стал, и поэтому винт оказался недогружен, а лодка шла полным ходом по штилю 4,5 - 5 узлов. Правда, при этом потребление топлива оказалось всего около 2 литров солярки в час. Новый двигатель с редуктором облегчили лодку примерно на четверть тонны.
Заменили пару фалов и шкот, поменяли кожу на усах гафелей. Лодка была в целом готова к походу, палубу перед сезоном, как и в прошлом году, из-за плохой погоды, покрасить не удалось. Ветрового авторулевого я также доделать не успел, некоторые сомнения вызывала новая конструкция судовой машины. Зато борт в этом году покрыли благородным полиуретаном.

Экипаж к этому времени тоже сложился, мы шли втроем. Много лет вместе, примерно одного возраста, хорошо изучившие характеры друг друга, с ценными дополняющими качествами. Мы закупали продукты, заправили лодку, параллельно лихорадочно размышляя, как рывком решить бюрократические пограничные проблемы. Нам нужно было уйти в море не позже 5 - 10 июня. Плановые сроки похода составляли около 40 суток, со второй половины июля у нас у всех было много дел на исторической родине. Один из вариантов сработал, мы написали знакомой японке, она была переводчицей здесь во Владивостоке, в одной телекомпании. Она тут же сделала приглашения (называется визит к другу, для оформления нужно чтобы была совместная фотография и пара мэйлов для подтверждения нашей дружбы), DHL, через 3 дня мы зашли в консульство, еще через 4 дня мы получили визы на 90 дней, это было бесплатно).

ВАЖНО: За сутки до прихода в первый японский порт захода береговая охрана этого района должна получить факс, в котором указывается название судна, ориентировочное время захода, маршрут, (перечислены все порты захода в Японии и примерный график похода, кроме того, еще десяток пунктов подобной информации). Отсутствие такого факса грозит годом тюрьмы для капитана или несколькими тысячами долларов штрафа, власти боятся террористов). Если бы мы шли с юга, на одном из южных японских островов Нансей живет парень, кажется австралиец, он делает такие факсы для нашего брата-яхтсмена. Но мы шли с севера, поэтому факс отослала наша знакомая Юрико 15 июня.

Точки на карте стоят в основном на смене вахт,
в 0, 4, 8, 12,16, 20 часов, с некоторыми дополнениями
( точки поворотов в узостях).

Выход из Владивостока 10.06.06 в 14-13
Нагасаки (вход) 16.06.06 в 23-30
774 морских миль.



Переход Владивосток-Нагасаки (708 морских миль по прокладке, 774 - реальных) мы сделали меньше, чем за 6 с половиной суток. К вечеру первых же суток в море, как только мы покинули залив Петра Великого, неглубокий циклон вышел в Японское море, так что недостатка ветра и дождя в первые сутки мы не испытывали. Начавшись со слабого юго-востока, ветер усилился до 6 баллов (12 метров в секунду) и отошел до оста, позволив лечь на генеральный курс в полный бейдевинд. И мы побежали - 20, 23, 24, 25.5, 23 мили за ходовую четырехчасовую вахту. Холодно, температура воды упала до 8С, дождь. К вечеру 12 июня циклон бросил нас, напоследок поработав "хвостом". С северо-западным ветром и под ясным небом, в бакштаг, на моей вахте (с 12 до 16 часов) лодка прошла 26 миль. Дуло около 10 метров в секунду, вымпельных балла четыре. Солнце, холодное Приморское течение осталось позади, вода уже 16 градусов. Снимаем пуховки, сушимся и начинаем отогреваться.

В море становится оживленно - наблюдаем два-три проходящих судна за вахту. Ночью привычно засветились огни кальмароловов. Слабый южный, юго-восточный ветер почти не помогает продвижению, идем под двигателем. На подходе к острову Уллындо, названному Лаперузом Дажелет, встретили огромное стадо дельфинов и больше часа шли через него. Определили по дарёному Евгением Панченко определителю - Белобочка Тихоокеанский. Похоже, что молодежь явно использует лодку в качестве аттракциона, или тренажера. Они парами заходят с кормы, разделяются и обгоняют лодку, встречаясь у форштевня, здесь у них особенно популярное место для игр. Вода уже 18 С. Мы шли под двигателем и всеми парусами, включая топсель и фишерман, еще пару суток, а с юга подходил приличный такой циклон с усами фронтов с давлением в районе 990. Поскольку в это время мы находились в зоне действия антициклона с давлением 1017, погода к ночи обещала быть свежей. Циклон вырос и окреп в Желтом море, пересек Корейский полуостров и вышел в Японское море на широте острова Уллындо, в то время, когда мы были уже напротив Пусана, обещая нам встречные ветры. К этому времени сила постоянного встречного течения превышала полтора узла.

Вот эта бамбучина справа на фотографии - наша уникальная приемо-передающая антенна, с помощью которой мы получали погоду и проводили любительские связи на КВ. Для приема метеофаксов использовался КВ трансивер Icom 703, подключенный к ноутбуку с программой SeaTTY. Японское метеобюро выдает исчерпывающий комплект карт, на нескольких частотах коротких волн, повторяя передачи в течение дня. Помимо практической пользы, это довольно забавное развлечение, доставляющее немало веселых минут толкователям очередного прогноза..На карте (вечер 12 июня по местному времени) видно, что во Владивостоке только 13 градусов тепла. "Наш" первый циклон уходит из Японского моря. А это наш второй "дружок".(Карта приземного анализа 14 июня, 00 по Гринвичу, 11-00 местного). Циклон, углубляясь, движется на северо-восток, с хорошей скоростью 20 узлов. Примерно через 10 часов мы будем в зоне его работы.
На карте 48-часового прогноза за 13 июня наглядно показано, как нам будет хорошо через двое суток. В передней правой четверти, во время прохождения фронта ожидаются ветры силой 35 узлов (18 м.с., или 7 баллов по шкале Бофорта(сила ветра 28-33 узла). Согласно прогнозу ветер будет заходить по часовой стрелке от ЮВ к югу по мере прохождения быстро движущейся области низкого давления



Японское море полностью подпадает под условия школьной задачки с бассейном и трубами. Мощный поток теплого течения Куросио заходит в него через Корейский пролив, а из Татарского пролива, вдоль материкового берега с севера на юг движется холодное Приморское течение. Бассейн "разгружается" через пролив Цугару, разделяющий острова Хонсю и Хоккайдо. На постоянное течение накладываются приливно-отливные, и ветровые дрейфовые. В лоции указано, что суммарные течения в Корейском проливе достигают наибольших скоростей (до 6-6,5 узлов) после продолжительных юго-западных ветров.
Этот текст нам довелось проверить на себе. С середины дня 14 июня давление стало быстро падать. Вечером начался небольшой дождь. В 21-30 подошел и ветер, начавшийся направлением ЮВ и силой 10-12 мс. Ветер порывистый, зыбь с юго-запада. Паруса: фок, грот, на котором к ночи взяли 2 рифа, кливер и стаксель. V=6.5 узлов в бейдевинд.

К началу 15 июня давление упало до 1001, ветер 15 мс. К 1-00 давление 998. Ветер зашел к югу и еще усилился, так что нам не удалось одним галсом выйти в Восточный проход Корейского пролива, который на русских картах называется также проливом Крузенштерна. К этому времени сигнал ветромера, установленный на 15 мс, зазвенел непрерывно. Постоянно "слушать колокольчики" надоедает, переставляю ограничение на 18 мс. Волна растет на глазах, крутая из-за встречного течения. Бейдевинд наш становится все полней и полней, однако нам удалось зацепиться за Цусиму. К утру, при попытке пройти Западным проходом, ветер внезапно изменил направление на юго-западное и ослаб до 6 баллов. Вот тут мы и ощутили всю силу течения. Встречный ветер, пирамидальные волны, течение силой более 4 узлов заставили нас отступить. Мы скрутили поворот, как сострил Толя "поворот Поповича", по аналогии со знаменитым "поворотом адмирала Того", и вполветра попытались преодолеть зону толчеи и водоворотов у северной оконечности Цусимы, чтобы вернуться к привычному Восточному проходу. Грот пришлось при этом убрать вообще. Циклон очень быстро уходил на северо-восток, дождь прекратился на рассвете. Потом, когда ветер уже позволял поставить грот, выяснилось, что дирик-фал упустили ветреной ночью, и ходовой конец выскочил из верхнего блока, сильная и неправильная зыбь рывками бросала лодку и отбивала охоту лезть на мачту. Весь день пришлось лавироваться против течения, под фоком, кливером и стакселем. Стрелка барометра завернулась к правому ограничителю - подошел антициклон, солнце, загораем. В результате болтанки забился приемник топлива в топливном танке, дизель встал, пришлось откручивать горловину, вытаскивать штангу с топливным насосом, и прочищать. К вечеру в результате лавировки мы подошли к южной оконечности северного острова, зыбь ослабла, да и течение стало приходить в норму. Положили лодку в дрейф, за несколько минут восстановили дирик-фал и подняли все паруса. Родина сообщила по электронной почте, что циклон добрался до Владивостока (из письма дочери): "У нас 25-30 метров в секунду. Юго-Восток. Деревья в полтора метра диаметром падают поперек дорог. Все в ветках, листьях, щепках.... Обрывки ондулина, шифера и жести..... Из окон моего универа видно, как кипит вода в Золотом Роге. Штормовое. Никого никуда не пускают. В смысле в море. По радио говорят:" Во Владивостоке в первой половине дня сильный дождь, во второй половине дня очень сильный дождь.":)

16 июня 00.00 Цусима осталась позади. Множество кальмароловов, светло как днем, в помощь слабому ветру с запада заводим двигатель, встречное течение 2 узла. По гладкой воде пересекаем две судоходные трассы, пароходы идут очень плотно, с ходом под 25 узлов, нам, с нашей реальной скоростью около 3 узлов, приходится поджиматься поближе к очередному судну, чтобы из-под его кормы пересечь курс следующего, идущего в кильватер. Пароходы "пугаются", начинают светить прожекторами, но мы упорно подбираемся поближе. И так два раза, С нами вместе в такой обстановке "тусуются" рыболовецкие шхуны. Хорошо, что видимость неплохая, несколько миль, весь горизонт в огнях.
Весь следующий день мы шли вблизи берегов Японии, оставив по правому борту острова Гото. Забавно было наблюдать по GPS, как лодка сначала внезапно упирается в веточку встречного течения, через полчаса разгоняется до 7-8 узлов с попутным, а мимо Сасебо мы шли, пересекая поток силой в три узла, направленный от берега. Отличная погода, полетевшие из-под форштевня рыбки, группы рыбацких суденышек, вода уже 22 С, штиль. Купаемся, к 18 часам подходим к острову Одате. Проливы остались позади, мы в Восточно-Китайском море. Цвет заметно другой, после глубоко-синего с фиолетовинкой Японского моря вода заметно светлей, синяя с голубизной. К заходу солнца получаем бриз, и к 23-30 под всеми парусами подходим к границе порта Нагасаки. Поколебавшись и оценив обстановку, я решил не ждать утра, а заходить в бухту сразу. Видимость была прекрасная, кроме бумажного детального плана у нас была свежая электронная карта, и устная информация, что гостевая марина находится в центре города, неподалеку от пассажирского причала. Понятно, что хорошая морская практика не одобряет захода в незнакомые порты по ночам, но сильно не хотелось торчать в море ввиду городских огней под начинающимся дождем. Мы прошли входные буи, обогнули левым бортом неосвещенный островок, потом прошли под новым и очень красивым мостом в бухту Нагасаки. Город спал, ни одного судна на фарватере, тихо и на улицах, мы потихоньку втянулись в глубину бухты. Прошли контору капитана порта, выбрали причал получше, возле пассажирского причала (оказался "губернаторский"), пришвартовались, и легли отсыпаться под застучавший по палубе дождь и стук скейтов по бордюрам. Наверное, только тот, кто провел не один день в море, когда время жизни разделено на вахты, когда даже во сне ощущаешь движение лодки, силу ветра, и промахи рулевого, знает, как это здорово, стоять у пирса в безопасном месте, и просто отдыхать, провалившись в глубокий сон.

Нагасаки оказался очень интересным городом. Власти оформили нас до полудня, потом мы перешли на стоянку в небольшую гостевую марину в центре города, лодка еле влезла в кроватку. Нагасаки - место, с которого началось проникновение западной цивилизации в Японию. В бухте был тогда отсыпан искусственный остров, который назвали Деджима, на который вел подьемный мост с охраной. Голландское поселение, пристани, склады - все размещалось здесь, чтобы "зараза" распространялась помедленней. Вот здесь мы и стоим, называется Nagasaki Dejima Fharf. В первый раз в своей жизни мы с лодкой стоим в таком приличном месте. Рядом по набережной гуляет народ, из кафешек льется негромкая живая музыка. Теплый южный город, воздух наполнен незнакомыми тропическими запахами, спокойствием и ленью. Здесь никто никуда не спешит, люди встречаются, останавливаются и с удовольствием общаются, не считая времени.

Настилы в марине из красного дерева, прикручены нерж. винтами. Первую неделю стоянка, вода и электричество бесплатные, мы заплатили только 500 иен за магнитную карточку - ключ от калитки на пирс. Потом побегали по городу и в поисках обзорной точки, естественно, залезли на вершину горы. Верфи Мицубиси со строящимися судами, похоже, в основном для Китая, занимают большую часть судоходной части бухты. Все доки заняты новостроем, город живет этими верфями. Город очень красив, сильное влияние Европы, плюс замечательный рельеф, глубокая безопасная бухта. В то же время он совсем другой, чем, к примеру курортный городок Цуруга. Местами грязноватый, загроможденный гигантскими металлическими конструкциями, доками, этот город - работяга, его жители всегда были и остаются сейчас кораблестроителями, хотя туристы сейчас тоже заполняют его улицы. Кривые узкие улочки очень круто поднимаются по горам. Дома в основном малоэтажные. Велорикши крутят педали на своих трехколесных агрегатах современного дизайна в потоке машин. Ночью молодежь катается на скейтах и мотоциклах без глушителя. Мы ходили по городу целыми днями, общались с местными, попробовали фирменной нагасакской лапши "камчон" с морепродуктами. Незнакомые люди подходили знакомиться, сначала было странно, потом я понял - мы почти единственные здесь европейцы, им просто интересно - кто эти новенькие, откуда. Удивительно неплохо можно поговорить по английски, да и японский начинаем осваивать. Русских здесь не видели очень давно, практически со времен царевича Алексея, хабамастер сказал, что пару лет назад заходил моторный катамаран из России, а яхтенного народа на его памяти не было вообще. Тем не менее, пару раз мы увидели кириллицу на улицах Нагасаки. Маленькая кофейня, с русским названием "Дача", в качестве оформления лейка, тазик. Почему "дача"? Местные сказали - была зима, когда мы решили открыть здесь кафе, а у русских холодно, вот такая незамысловатая идея... Второй раз мы увидели русские буквы на вывеске ресторана Харбин - русские блюда.



На второй день мы на трамвае съездили в музей атомной бомбардировки. На месте взрыва разбит большой парк, с фрагментами зданий, уничтоженных тогда взрывом. Мемориал оставил глубокое впечатление, несмотря, что факты знакомы каждому из нас с детства, реальность намного страшней. Нагасаки еще повезло, американцы промазали, или по какой другой причине, но бомба взорвалась в пригороде, в паре сотен метров от городской тюрьмы и рядом с католическим костелом. От тюрьмы остались только фундаменты, от костела фрагмент стены со скульптурной группой. Здесь мгновенно погибли десятки тысяч людей.

Нагасаки - город кошек. Нигде в Японии, ни до, ни после, я не видел такого их количества. Кошка, по японски - Нэко, порода в Нагасаки какая-то своя, с коротким, словно пополам обрубленным хвостом. В основном рыжего цвета. Кошки - единственные, кто гуляет сам по себе, чего нельзя сказать о собаках. Собака по японски Ину. Каждая собака в Японии на поводке, и МОЛЧИТ. Только в Хакодате (ну хотя это уже почти Россия), и только однажды, я услышал, как собачка гавкнула на проходящую машину.
Потрясенный до глубины души молчанием собак, я спросил у Юрико (нашей японской знакомой, что делала нам приглашения) - как так? Им что операции делают, они какие-то замороженные, почему такое неестественное поведение? Она сказала - соседи не любят шума, собаки должны соответствовать. Поэтому выводят специальные породы собак, и воспитывают в японском духе. Шумных, по-видимому, пускают на колбасу. Так что идет (видел в Иокогаме) женщина в форме гостиничного сервиса и ведет на поводках бульку (бультерьера), дога, и пару японских собачек, похожих на мелких лаек. Все степенно вышагивают, не глядя на прохожих, машины, да и друг на друга. Очень аристократично.
Ну а кошки - это кошки. Вечером, когда по узкой улочке мы поднимались в баню (унсэн), они по-весеннему орали и шмыгали из-под ног совсем по нашему. А морды у котов были расцарапаны в кровь.

Вот такой корабль стоял по соседству с нами. С навигацией и радаром, я так понял, что он и в море ходит. Паруса прямые, плетеные как циновки, собираются горизонтальной "гармошкой". И большие глаза, чтобы лодка видела, куда идет!



В общем - Нагасаки, это просто песня. И девушки здесь красивые, как в той песне.

Выход из Нагасаки 19.06.06 в 11-36
Переход до Осака, Hokko-marina 23.06.06 в 20-30, 480 морских миль.


Из письма домой "Сегодня в районе полудня мы ушли из Нагасаки, и шпарим теперь дальше на юг. Не стали даже заправляться, у нас почти полный запас топлива. Воды залили, сегодня искупался в море, вода 25,5 градусов, потом еще и опреснился в душе. Толя учит нас японскому, не знаю, толк будет, или нет. Но ходили сегодня в контору капитана порта, изъяснялся доходчиво - поставили мне печать на судовую роль, и отправили в море.
....Вчера какие-то пацаны приехали на водных мотоциклах кататься прямо на территории порта. С полчаса получилось... потом подходит катер, с улыбкой объявляет - "коста гуардо" (Береговая охрана)... Те - Ха-ха-ха!!! Ну их и арестовали, что-то внушали, потом они быстренько все ушли. По ночам постоянно был слышен стук скейтов, молодежь штурмовала пандусы. Видимо, отрываются в субботу-воскресенье. Школьники учились даже в субботу, потом, видимо, у них были какие-то спецзанятия, они волокли домой огромные сумки помимо школьных, некоторые даже на колесиках.
Отдохнули мы очень здорово, тем более, что сейчас установилась хорошая погода, ветра маловато, правда, зато солнечно и тепло. Идем на юг, наверное, на Вадиной вахте будем проходить южный мыс. Дальше - только на север, ближе к дому. Чайки пропали уже около Уллындо, дальше в море встречались только различные виды буревестников, в Нагасаки, портовом городе, чаек совсем нет, вместо них - коршуны. Сейчас, в море, буревестники исчезли, вместо них появились олуши - очень интересные тропические птички, которые с высоты с разгону ныряют в воду. Видел большую рыбу, не меньше двух-трех метров, которая неподалеку проплыла поперек нашего кильватера, высунув спинной и хвостовой плавник. Наверное, акула, Толя считает, что это была "рыба-сержант". Вода - 25С. Появилось свободное время, пытаюсь работать "радисткой Кэт", пока получается не очень. Мы уже давно сменили море - идем в Восточно-китайском, а вечером выйдем в Филиппинское море. В Тихий океан - после Иокогамы."


Уже через несколько часов после выхода с Нагасаки по левому борту открылся мрачный остров, издалека похожий на линкор. Душераздирающее зрелище. Многие годы здесь добывали уголь, жили тысячи людей. Теперь все пришло в запустение, и здания медленно разрушаются. Ветра в целом было мало, но местами в течение нескольких часов дуло вполне прилично, до 10 метров в секунду. Именно в этих местах по побережью располагаются поля огромных ветряков. Стойкое ощущение, что ветер образуется от их вращения, стоит лодке пройти чуть дальше, как ветер стихает. В середине следующего дня впереди открывается идеально правильный конус вулкана Каймон, справа, далеко на юге - остров, окутанный дымом и паром. Тоже вулкан, и притом действующий, на острове Куросима. С побережья Кюсю тоже поднимаются облака пара, здесь, на Кагосиме, людей лечат от многих болезней, закапывая в землю, согретую подземным теплом. Страна вулканического происхождения. Огибаем южный мыс острова Кюсю - Сата, и поворачиваем на северо-восток. Мы уже в Филиппинском море. Как обычно, на мысах, в местах поворота судоходных трасс многолюдно. Еще на подходе нас подошел проведать корабль береговой охраны, потом облетел вертолет, в море одновременно можно наблюдать несколько судов. За мысом нас подхватило попутное течение - благословенное Куросио. Течение местами добавляет несколько узлов хода, но идет "рекой", стоит соскочить со стремнины, и можно получить встречный поток. На поверхности границы этих потоков прекрасно видно, маневрируем, идем с ветром в галфвинд, с ходом по GPS до 10 узлов. От мыса Сата до пролива Ики, первого из двух на входе в залив Осака, идем по трассе, отмеченной огромными глубоководными буями. Буй выглядит очень внушительно, у него высоко поднятая палуба с леерным ограждением (наверное там есть и все необходимое для потерпевших бедствие), и стоит он на якоре над полукилометровым слоем воды. И это на течении до пяти узлов. Волны разбиваются о его борт, брызги вздымаются до мачты с мигалкой, с другой стороны остается кильватерный след.

22.06.06 Из письма домой "Ура! Сегодня я, наконец, связался с одним дядькой из Минска, нам удалось провести связь. Плохо, правда он меня слышал, на пятерочку из девяти, но тем не менее -довели до конца. Потом пытался телеграфом работать с Хабаровским краем, тут уж наполовину - я их принял, они меня потом потеряли. Во Владике, я смотрю по метеокарте, начинает теплеть, надеюсь на это. А то просто стыдно писать, нет мне прощения, (сумимасен, по-японски) у нас тут рай. Вода 27-28, воздух 30, но более-менее сухо, так что в лодке комфорт, не жарко. Дует ровный юг, течение попутное, лодка идет 5 -7 узлов на северо-восток. Впереди Осака. Пытаемся ловить рыбу на ходу, пока никак. К нам на следующий переход Осака-Иокогама пассажиром просится японец. Мы тут подумали и решили, что пассажиров нам не надо - хочет в экипаж, пусть учится готовить и ловить рыбу, будет нас приобщать к японской кухне и открывать японские рыболовные секреты. Представляете - на яхте "Чава" повар-японец.... Я падаю и дрыгаю ногами. По морю плывут большими группами физалии - "португальские военные кораблики" - такие пузырчатые штучки, говорят, (старпом Вадя сказал, он у нас отвечал за ТБ) очень ядовитые. Ну, мы выбирали моменты, купались, когда их не было, так что повезло. Каждый вечер моемся под пресным душем. Филиппинское море совсем другого цвета - оно сине-голубое. "Блювота", одним словом. Японское было фиолетово-зеленоватым. Восточно-китайское - темно-синим. В общем - полет проходит нормально, экипаж - в порядке."

В Филиппинском море мы прикоснулись к настоящим тропикам. Стремительный рассвет, солнце моментально заскакивает в зенит и торчит там почти до вечера. Вечером оно также стремительно валится за горизонт. Ласковый галфвинд, попутное течение, лодка, бегущая по ярко-голубой воде почти без волны, и тепло, тепло и сухо, днем и ночью... Но, как обычно, хорошего понемножку, 22 июня на вахте с полудня за четыре часа мы прошли 29.3 мили под парусами - лучшие цифры перехода, но уже к концу суток нам пришлось выбираться из Куросио, поворачивать на север, и в огромной компании японских судов, против ветра и течения, штурмовать проливы по дороге на Осаку. Рай закончился мгновенно. Дождь и ветер в морду, время отлива, вода из Внутреннего японского моря через пролив Ики рвется наружу нам навстречу, скорость нашего продвижения вперед падает до нуля. Терпим, мокнем, и лавируемся, помогая двигателем, в ожидании прилива подбираемся поближе к берегу, в расчете, что там течение будет слабей... 11,7 миль за вахту с 20 до 0 часов 22 июня, 13 миль с 0 до 4 часов 23 июня, 15 миль с 4 до 8... Дождь шел уже больше 12 часов, из-за отсутствия видимости радар работал непрерывно. В течение вахты на подходе к проливу Ики я насчитал более двух десятков судов, обогнавших нас или разошедшихся встречными курсами. После Ики шириной около десятка миль - игольное ушко пролива Юра. Пришли не вовремя, прилив еще не набрал силу, встречное течение 2.5 узла. Пролезаем под самым берегом, миля судоходного прохода заполнена проходящими судами и рыболовными снастями. К 16 часам проходим в залив Осака. Дымка, видимость не больше двух миль. На поверхности плавает мусор, дохлая рыба, вода растеряла голубизну и приобрела желтоватый оттенок. Еще через несколько часов подходим к Осака. Осака - мегаполис, прирастающий строительством искусственных островов в заливе. На острова проложены мосты самой различной формы, стиля, и размеров. Мимо одного из таких строящихся островов проходил наш курс. Японцы весьма трепетно относятся к вопросам безопасности мореходов. Вблизи новостроя дежурят разноцветные катера портнадзора на ходу, мы видели три штуки, с каждой стороны острова, задача которых предупредить проходящие суда об опасности и проследить, чтобы они это поняли. Пока мы шли вдоль строительства, катер, обвешанный предупредительными надписями, сопровождал нас, оставаясь между нашей лодкой и забитым шпунтом, периодически помахивая большим флагом с красными иероглифами. После поворота за угол вахту принял следующий катер, синего цвета. После этого уже совсем не удивило, что место отсыпки полностью изолировано от акватории мягкой наливной плотиной. Из дымки, наконец, проявляются какие-то странные башенки, минареты, купола. Мосты и каналы. В 20-30 по судовому времени (по Владивостоку) заходим в Хокко-Марину, найденную с помощью GPS, и швартуемся к гостевому причалу. Подходят местные, познакомились, они сказали, что рабочий день закончился, администрации уже нет, стойте спокойно, завтра разберетесь и с бумажками и со стоянкой, и с заправкой топливом и водой. Стоянка для гостей в течение недели бесплатная, марина муниципальная, охраны никакой нет, в душ можно отправляться прямо сейчас. Много горячей воды, возможность спокойно поесть без качки и отоспаться - что еще надо усталому экипажу для полного счастья!



Выход из Осака 27.06.06 в 12-30 Иокогама, Bay side marina 30.06.06 в 23-30 368 морских миль.



Мы ушли из Осаки через три дня, в очередной раз оформив бумаги и оставив хаба-мастеру очередную подарочную бутылку "Никиты Кожемяки".

Одно из впечатлений от Осаки. Три часа ночи, мы проснулись от жуткого грохота. В полукилометре, на середине моста, соединяющего наш насыпной остров с соседним, стояла машина с открытыми дверями. Из нее грохотали киловатты музыки. Рядом подпрыгивал японец. Когда приближалось очередное авто, он музыку предусмотрительно глушил. Вот так, попрыгал с полчаса, оттянулся, и поехал дальше. В Осаке еще много чего было интересного, продолжение следует..., может быть.

Ветра на большей части перехода были слабые, только в последний день по человечески дунуло, до 6 баллов и в спину, позволив нам засветло заскочить в Токийский залив.
Самое сильное общее впечатление от японских вод - течения. Идущее вдоль океанской стороны японских островов Куросио разделяется на потоки и кольцевые вихри. Сравнение показаний лага и GPS дает то прирост скорости на два-три узла, то лодка внезапно упирается во встречную полосу воды. Прохождение мимо обширных глубоких заливов с узкими входами дает солидный боковой дрейф. Течения смешанные, приливно-отливные и ветровые. Видимости, как правило нет. Дымка, туман, местами густой. Серьезное движение каботажного и рыбацкого флота. Любимое занятие рыбаков - тусоваться прямо на основной трассе торгашей, причем как-то они уживаются, не мешая друг-другу.
При планировании перехода хотелось оседлать попутный поток течения, нарисованный на картах. Это удалось только в первой трети маршрута, дальше реальная картина течений оказалась намного сложней, чем нарисовано, и поиски ни к чему не привели.

Видимость открылась только за десяток миль до входа в Токийский залив, когда уже прилично дуло. Сначала мы просто летели фордевинд, но как только волна поднялась, пришлось идти бакштагами. К вечеру, при отличной видимости, мы обогнули входной мыс с маяком. Был вечер пятницы, как обычно, после трудовой недели, "Чава" искала теплую кроватку.
Вход в залив довольно неширок. Посреди него проходит фарватер с полосами движения, мигающей разметкой и патрульными катерами, шмыгающими вдоль обочины. Но это все были мелочи, мы шли себе по тропинке между берегом и разметкой. С течением нам здесь повезло, мы попали в попутное. Очень сильное впечатление оставила железная река судов, выходящих из Токийского залива. В несколько рядов, с минимальными интервалами, самых разных размеров, они выбирались на выход, освещенные вечерним солнцем. Одновременно я насчитал больше двух десятков. Мы были под таким впечатлением, что потом не нашли ни одной фотографии этого зрелища.

В 23-30, найдя вход, мы ошвартовались в Бэй-сайд марине, Иокогама.
Надо сказать, что визуальная навигация вблизи мегаполисов довольно сложная. Днем постоянная дымка, вечером - берег, залитый огнями, рыбацкие вешки где попало. Мигающие навигационные буи помогают, но различить их в огнях города сложно, нужно знать, где их искать. Шли в светящийся берег, он надвигался, ветряк какой-то уже над головой крутится - никаких следов входа..., глубины пошли вверх. В марину мы воткнулись, идя по прокладке, и беря точки через каждые несколько минут по GPS.


Иокогама фактически слилась с Токио, образовав единый столичный мегаполис. Их столичные нравы мы ощутили на своей шкуре в течение первых двух часов по приходу. Если до сих пор мы спокойно заходили, швартовались где придется, и заваливались спать, оставляя дела на утро, то здесь нам показали, как это должно быть, великий самурайский порядок.

Во-первых, пограничный корабль ввалился в марину через пятнадцать минут и устроил у нас довольно аккуратный, но тем не менее шмон. Они рассмотрели каждую консервную банку и каждую таблетку в аптечке. Радостно обнаружили одноразовые шприцы, и долго удивлялись, когда им обьяснили, что ампул нет. Забыли?!. Ночь, лодка, по которой шарится с десяток самураев, главный, разя перегаром, на ломаном английском допытывается перевода названий на консервных банках. Возмущается, что из Осаки ему не сообщили о нашем приходе, и что на борту нет ксерокса. Кино про японских милитаристов.
Уходили, проникновенно заглянули в глаза и запретили ловить рыбу в гавани. Как будто мы из голодного края.

Шоб жизнь медом не казалась. А на утро, при посещении хабамастера, мы поняли, что халявная стоянка, как это у нас получилось в Нагасаки и Осаке - не прокатит. Столица, короче, она и в Японии - столица. С нас, правда, взяли четверть нормальной цены, как сказал японец - "за то, что мы в крейсерском плавании".


Дни стоянки пролетели быстро. Мы побывали в Йокосуке, где стоит японский мемориальный корабль русско-японской войны 1905 г - "Микаса". Мы бродили по улочкам Токио и набережным Иокогамы. Мелочь, конечно, но электрички у них попадаются без машинистов, да и без рельсов...
Однако пора было двигать дальше. Очередной тайфун медленно ворочался южнее Окинавы, не позволяя толком спрогнозировать свою будущую траекторию, тем не менее, уже доставая своей зыбью до нашей широты. В то же время приближающийся от Кореи циклон обещал свежие ветры и хороший ход под парусами.



Двигать надо было с утра пораньше, тогда мы успели бы до подхода ветра выйти в океан и развернуться на северо-восток, сразу получив попутные ветры. Но, мы, русские, трудностей не боимся, а там, где их мало, создаем специально. Мы вышли ближе к обеду, в штиль, и с начинающимся дождиком.

Выход из Иокогамы 5.07.06 в 11-05
Хакодате, Ichie-marina 11.07.06 в 00-30
546 морских миль.



Ветер подошел через пару часов, потом повалилось вниз атмосферное давление, а к 16-20, мы уже взяли второй риф на гроте, и дождь с ветром ощутимо секли лицо. Сначала бежали довольно шустро в полный бейдевинд, но к вечеру пришлось биться вкрутую против ветра силой 11-12 мс, в шквалах до 18 мс, и поднявшейся волны. Валяло довольно здорово, длинная зыбь от лежащего на юге тайфуна, сильное течение с запада, ветровая волна с востока устроили хаотичное волнение.
Однако лавировки было совсем немного, около десятка миль, да и фронт проходил очень быстро, к ночи мы уже легли на чистый ост, а ветер резко поменял направление на ЮЗ, 10-15 мс. С 0 до 4 часов следующих суток, на моей вахте, неся глухо зарифленный грот, фок и стаксель, мы прошли по этим кочкам 32 мили.
На фотке видно, что у компаса не хватает одной круглой железки. Я лично снес ее плечом этой ночью. За два сезона не нашлось времени сделать защитное обрамление рулевой колонки, и вот он - закономерный результат.




Альбатросы. Маленькая птичка сбоку - большая тихоокеанская чайка. Размах крыльев, если не изменяет память - до 3 метров. Не боятся никого, даже проходящей неподалеку яхты.
Очень интересно складывают крылья после посадки. У них там похоже, лишнее "колено", поэтому они сначала аккуратно заворачивают его вовнутрь, потом складывают все остальное.


Вот эта рыбка появилась через несколько минут после того, как мы искупались в Тихом океане. Очень приличных размеров. Что это было?

Буквально через полтора часа резко похолодало. Наши дороги с Куросио разошлись, и теперь мы шли против встречного холодного течения. Температура скачком спрыгнула с 24 до 18 градусов, потом до 16.... На подходе к Сангарскому проливу было уже 13,6.

Как только температура пошла вниз, жизнь в океане закипела. Появились дельфины, пара которых сопровождала нас больше часа. Потом, на моей вахте, увидел далеко впереди что-то типа черного буйка. Подходим ближе - "буек" замахал рукой. Думаю, все, доплавался, до ближайшего берега не меньше 30 миль, а тут аквалангист в снаряжении. Подошли вплотную - котик, лежит на спине, и по пузу ластом хлопает! Любопытный настолько, что сначала вроде решил нырнуть, потом вынырнул у самого борта и так, ошалело засмотрелся на все наше хозяйство - мачты с парусами над головой, борт, проходящий в паре метров...

Пришлось менять шорты на пуховки. У нас с собою было, отметили встречу с родными температурами.



В последние минуты воскресенья 9 июля, мы прошли внешний волнолом Хакодате.
К проливу Цугару мы подошли к 16 часам, и совсем было приготовились ночевать в море. Привычное встречное течение, пятна сулоев, плывущие по морю, словно по речке, деревья, туман, и много пароходов. Но нам повезло. Подуло с востока, вдоль пролива, и мы прошли сорок миль пролива меньше, чем за шесть часов.
Берег открылся неожиданно, тут же "выключился" ветер.
Еще через час, соблюдая традицию ("Чава" в этом походе всегда заходила в японские порты по ночам) мы пришвартовались в маленькой Ичиай-марине, которая была указана нами на отходе из бдительной Иокогамы.


Кстати, тот тайфун, который торчал южней Окинавы, когда мы уходили из Токийского залива, в конце концов "выстрелил". Пока мы шли, и следили за его поведением, он вел себя более-менее смирно. По приходу, он сорвался с цепи и полетел по длинной дуге на север.
Он прошел через Корейский полуостров, Японское море, по пути потрепал наших яхтсменов, которые шли из Владивостока на Хакодате. Через два дня, 12 июля, его остатки проехали через Хакодате, дуло довольно прилично.


В Хакодате нас встретили, как родных. Власти общались при оформлении по-русски, русские указатели на улицах, православная церковь. Яхту не досматривали, пили кофе в офисе марины с таможней, даже бумаги они заполнили сами. На улице, услышав наш разговор, к нам бросился студент-японец, изучавший русский язык. Ему хотелось поболтать с носителями. Здесь мы легко нашли мороженое, которого на юге не понимают. Появились "крузаки" на улицах, а хозяин "нашей" марины подбросил нас в центр на БМВ. Он был похож на пожилого киношного мафиози, или опереточного "нового русского", с цепями, перстнями. "Вы, русские, почему-то очень любите ходить пешком, я знаю. Но если устанете, звоните, я подъеду - привезу вас домой". А чего там ехать - город пешком проходится за час. Пока дойдешь - обязательно кто-нибудь из новых знакомых увидит, остановится и предложит подвезти. После южных мегаполисов мы здесь просто вернулись домой.

Мы задержались в Хакодате на лишние сутки, и как только погода "продулась", снялись на Владивосток в середине дня 13 июля. В 16-42 в судовом журнале зафиксирован облет вертолетом японской береговой охраны. Они прилетели со стороны Хакодате, сделали круг на небольшой высоте. Вертолет завис, и пилот помахал на прощанье чем то белым. Платочек был у него в руках, или перчатка, тем не менее, мы ответили, и с чувством выполненного долга расстались. Вертолет полетел обратно, а мы - не спеша потянулись домой.
Нам нужно было пройти вторую половину пролива Цугару, а это около 40 миль, против течения, направленного навстречу, из Японского моря, и слабого встречного ветра. Движение судов по проливу очень интенсивное, ближе к берегу колониями дрейфуют рыбаки, занимающиеся ловом кальмара. Иногда открывался гористый берег Хоккайдо.
На это ушло почти 12 часов, в тумане, под двигателем и всеми парусами, только в 23-30 справа по борту открылись огни мыса Сираками - Надежды. - юго-западной оконечности о. Хоккайдо. По берегу снуют маленькие японские машинки, мощный маяк, в море - буйки, буйки, буйки...
Из-под берега мы увалились, и под парусами, помогая двигателем на полных оборотах, пересекли основную струю течения. Японское море встретило нас туманом, моросью и дождем, и полями кальмароловов. Вода потеплела до 18С.
Большую часть пути парусам пришлось помогать двигателем, море штилевало. К концу перехода улеглась даже зыбь. Этот переход был беден на события - ни рыбы, ни птицы не залетают в эти края, пути больших пароходов проходят южнее.
16 июля во второй половине дня туман поднялся и справа открылся берег - м.Островной. Тут же заработала сотовая связь, разговариваем с домом. Отправляю сына Дмитрия заниматься агентированием - нужно договориться на завтра с властями, отправить им факс с заявкой, привезти их на лодку... Мыс Поворотный прошли около 00 часов следующих суток. В этом году пограничники повысили бдительность и сами запросили нас на траверзе Находки. Мы отрапортовали, и дальше шли совершенно легально. Остров Аскольд оставили левым бортом, а в 13 часов бросили якорь перед входом в ковш МГУ - яхт-клуба морской академии.
............
Выход из Хакодате 13.07.06 в 12-52 Владивосток, Амурский залив 17.07.06 в 12-00 438 морских миль.


Полдня мы проболтались на рейде в ожидании заранее заказанных властей, потом, уже глубоким вечером, когда пришли в родную бухту Улисс, оказалось, что "стойло" наше разорено, швартовы обрезаны. Охранник не захотел пускать джип на территорию стоянки под предлогом позднего времени, так что вещи пришлось таскать на себе и довольно далеко... Вот тут мы, наконец, с восторгом поняли - мы вернулись домой, привет - страна!

Андрей Попович
www.chava.ru

Теги: отчеты
Рейтинг:  3.42

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 




Новые отчеты
Все отчёты >>

Облако тегов




Рекомендуем:

Глоссарий терминов

А Б В Г Д И К Л М Н О П 
Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я 

Случайный термин

 
 

Нашли неточность, ошибку, или просто хотите выразить своё отношение к странице или разделу? Пишите нам!
© Игорь Истомин, 2007-2012 гг.