На главную
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация


Навигация
- Форум
- Фотогалерея
- Каталог яхт-клубов
- Карта сайта
- Яхтинг в Интернет
- Реклама на портале
Реклама
Случайное фото
Наши рассылки

Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Рейтинг@Mail.ru
 
Яхтинг в целом: инструкция по выживанию

Яхтинг в целом: инструкция по выживанию

Обращение к отдыхающим на парусной яхте

Итак, вы впервые (или не впервые) отправляетесь в парусный круиз. Что вам нужно знать и иметь с собой?

Капитан судна и его роль во Вселенной

После того, как лодка вышла в море, капитан автоматически становится главным человеком на борту и одновременно единственным представителем власти. Капитан несет прямую личную ответственность за все происходящее на борту, всех членов экипажа и само судно. Приказы капитана выполняются без задержек и в точности, а обсуждаются только на берегу постфактум.

Пожалуйста, поймите запомните и никогда не забывайте: капитан на судне — единоличный диктатор. Демократия на борту практикуется ровно в той мере, в какой позволено капитаном. Понимание этого простого факта может избавить вас от самых разных проблем в дальнейшем. В случае неподчинения приказам капитан имеет полное право списать вас на берег, в случае отказа или не дай бог сопротивления — вызвать полицию.

Теперь, когда все осознали серьёзность момента, переходим к более приятным подробностям.

Жизнь и быт на парусной яхте

Современная круизная парусная яхта — это практически дом на воде, достаточно комфортабельный, хотя местами и не слишком просторный. В нашем распоряжении будет электричество (220 вольт во время стоянок в маринах и 12 вольт через автомобильный переходник — в остальное время), музыка (автомобильная магнитола, часто с поддержкой MP3), горячая и холодная пресная вода, душ и туалеты, холодильник, газовая плита (как правило с духовкой), посуда и приборы, а также прочая кухонная утварь.

Поскольку мы не пользуемся услугами наемных шкиперов и стюардов, все мы на борту — члены команды, и обязаны помимо распоряжений шкипера придерживаться определенных правил добрососедства. Каждый член команды должен принимать участие как в хозяйственной жизни (закупка продуктов, приготовление пищи, мытьё посуды, уборка яхты), так и в обеспечении спокойного и безопасного плавания (помощь при швартовке и отшвартовке, а также, по мере необходимости, в управлении яхтой). Избегайте конфликтов, будьте внимательны к другим членам экипажа — в этом небольшом замкнутом пространстве вам предстоит провести минимум неделю.

Жизнь на яхте имеет свои специфические особенности. Сейчас мы рассмотрим их подробнее.

Что иметь с собой

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с нижеследующим списком и постарайтесь ему соответствовать. Это сделает вашу жизнь легче, путешествие — приятнее, а потенциальные опасности — оставит потенциальными.

Одежда

Обычно парусные круизы проходят по местам и в сезоны пляжного отдыха. Это, однако, не значит, что купальника/плавок, пары футболок и шорт вам хватит на все случаи жизни. Погода меняется, иногда идут дожди, да и вечерами бывает прохладно. Помимо того, что на воде в принципе всегда холоднее, чем на берегу, при волнении, даже небольшом, яхту могут иногда захлестывать брызги от рассекаемых волн. Поэтому вам надо иметь с собой одежду на любую погоду, включая дождливую. Особенно это относится к мужчинам, чья помощь может понадобиться при управлении яхтой в непогоду — шорты и футболка будут плохой защитой от волн и ветра.

Обязательно иметь с собой головной убор от солнца, причём такой, чтобы его не сдувало ветром. Бейсболка, бандана или "колониальный" пробковый шлем с завязками подойдут. Неплохо иметь с собой спортивные или хотя бы строительные перчатки — для работы с такелажем. Опыт также показывает, что на яхте часто оказываются мокрыми ноги, поэтому захватите двойной комплект носков.

Обувь

Обуви тоже лучше иметь минимум две пары. Обязательные требования: не скользящая светлая подошва (не должна оставлять следов на рифлёной пластиковой поверхности), надежная фиксация на ноге (вьетнамки и тапочки отпадают). Подойдут хорошие кеды или легкие кроссовки, плюс в конце я приведу ссылки на несколько магазинов, торгующих специальной яхтенной обувью, отвечающей всем требованиям. Резиновые сапоги на такой же светлой нескользящей подошве также могут иногда пригодиться.

Личная гигиена

В маринах, где яхты останавливаются на ночь, обычно есть береговые туалеты и души. На якорных стоянках нам доступны только туалеты и души на борту, пользоваться которыми сложнее из за их тесноты и ограничения запасов воды. Удобно иметь при себе все принадлежности: щетку, пасту, гель для душа, шампунь, бритву, пену, одеколон и т.д. и т.п., уложенные в один компактный мягкий несессер (toilet kit).

Полотенца, как правило, выдаются вместе с постельным бельём при приемке яхты, но случаи разные бывают, лучше подстраховаться.

Здоровье

Само собой, вам надо обязательно взять с собой все лекарства, которые могут понадобиться вам лично. Не стоит забывать про средства от различных расстройств желудка и кишечника тракта, они нередки в путешествиях. Если у вас есть хронические заболевания — предупредите о них как минимум шкипера, а лучше — всю команду. Про аллергические реакции будет пара строк в разделе о питании.

Новички часто боятся морской болезни. Страхи эти значительно преувеличены. Существует несколько способов борьбы с укачиванием, и медикаментозный — в числе последних. Если вы в себе совсем не уверены — возьмите с собой упаковку "Драмины" или аналогичные препараты.

Напоминаю: плавание проходит в местах повышенной солнечной активности. Обязательно надо иметь с собой защитный крем от солнца, а на случай, если он окажется слишком слаб — средство от солнечных ожогов. Не манкируйте этим советом и не надейтесь на других членов экипажа (если только у вас нет выделенного аптекаря, ответственного за покупку лекарств на всех).

Также обязательно иметь с собой солнечные очки. Если ультрафиолет мы получаем только сверху, то остальной свет повторно отражается от поверхности воды и белого корпуса яхты. Вы будете щуриться, тереть глаза и дело может кончиться "куриной слепотой" и даже коньюктивитом; я не шучу. К темным очкам обязательно надо иметь веревочку для удержания их на шее (это же правило относится к вашим обычным очкам, если вы их носите).

Багаж

Важно: не везите на яхту чемоданы. Свободного места там мало, и по большей части оно имеет непрямоугольную форму. Мягкая спортивная сумка или рюкзак — ваш выбор. Даже полужесткая сумка на колёсиках — не самый удачный компромисс.

Жизнь на яхте

Ваша каюта

Типичная каюта на круизной яхте представляет собой двухспальную (или двухэтажную) койку, ограниченную по высоте, место для стояния в полный рост и несколько шкафчиков. Предполагается, что в каютах мы в основном спим и храним свои вещи, а большую часть времени проводим в кокпите, на палубе и в кают-компании. Иногда каюту можно запереть изнутри, но лучше этого не делать; часто они даже не снабжены замками. При этом, само собой, в чужую каюту без стука заходить не надо.

Места для багажа в каюте немного, поэтому вам лучше разложить максимум вещей по полкам и шкафчикам, а остальное свернуть вместе с мягкой сумкой и убрать под койку либо под пайолу — деревянный поднимающийся фальшпол. Имейте в виду, что под пайолой может скапливаться вода (от залетевших брызг, дождя и т.п.), поэтому вещи там лучше хранить в целлофановых пакетах. Убедитесь, что ценные и хрупкие вещи (мобильный телефон, КПК, ноутбук и т.п.) уложены так, что они не пострадают при качке или сильном крене.

Общее пространство

Пространство снаружи лодки подразделяется на кокпит, в котором есть места для сидения и складной стол для еды на свежем воздухе, и палубу — все остальное место наверху яхты. Палуба, вообще говоря, не является безопасной зоной: по ней через систему блоков протянуты различные снасти, над ней поднимаются и перемещаются паруса, она поката, что может быть опасно при крене. Если лодка идёт под парусами при заметном ветре — на палубу лучше не выходить без надобности. Если лодка идёт под мотором или с легким попутным ветром, и вам захотелось позагорать на носу или поиграть в "Титаник" — поставьте в известность шкипера и рулевого. Имейте в виду, что по палубе нельзя передвигаться босиком, от травм и скольжения вас должна предохранить яхтенная обувь.

Питание

Питание на яхте обычно двухразовое: плотный завтрак и ужин, плюс один-два перекуса днём, бутербродами или другой "быстрой" едой. О ваших предпочтениях, а также аллергиях предупредите громко и внятно всю команду: в роли кока придётся побывать каждому. Пейте много жидкости, при этом не злоупотребляйте алкоголем.

Финансы

По прибытии на лодку каждый член команды делает взнос в судовую кассу, из которой потом оплачиваются продукты на всех, стоянки, топливо, а также различные непредвиденные расходы (мелкий ремонт). Типичный взнос в судовую кассу составляет 100 евро. За персональные удовольствия, типа ресторанов на берегу, каждый платит сам.

Перед тем, как касса будет сформирована, вам надо будет выбрать казначея. Если вы не можете выбрать казначея, его явочным порядком назначит шкипер. Казначей держит при себе судовую кассу, ведёт учёт, выдаёт деньги на общественные нужды (или возмещает членам команды расходы, связанные с общественным благом), и в конце похода подводит баланс, по итогам которого раздает не истраченное или (очень редко) дособирает недостающее.

Кроме того, все члены команды участвуют во внесении страхового депозита (порядка 500-1000 евро за лодку). Это придает команде дополнительное сплочение, внимательность при работе, а также остужает горячие головы, рвущиеся навстречу приключениям. Депозит вам вернут после возвращения на базу и сдачи лодки, но на всякий случай будьте готовы к худшему и не расценивайте его как последний резерв на обратную дорогу, гостиницу и т.п.

Рыбалка

Если вы умеете и любите рыбачить — будьте уверены, весь экипаж будет рад свежей рыбе на ужин. Просьба, однако, отнестись к своему увлечению серьёзно: заранее предупредить шкипера, что вы собираетесь заниматься рыбной ловлей на борту, заранее взять с собой все необходимое снаряжение, а главное — выяснить особенности техники рыбной ловли в районе круиза: глубины, рекомендуемые снасти, наживку и т.д. После приемки лодки и размещения команды найдите время и обсудите со шкипером процедуру рыбалки: где вы находитесь в кокпите, куда крепите снасти и т.д. Также вам стоит иногда проводить "рыбацкий" брифинг, оценивая маршрут, характер движения судна, глубины на маршруте и т.д. Практически всегда рыбная ловля будет происходить на ходу, когда лодка идёт со скоростью от 2 до 6 узлов, и ваша задача — ни в коем случае не мешать движению судна. Единственная причина, по которой шкипер может сбросить скорость или совершить какой-то маневр для вас — это если у вас на крючке уже есть какая-то добыча. Само собой, рыбалка должна немедленно прекращаться при подходе к точке назначения, а также по команде шкипера.

Техника безопасности

По прибытию на борт капитан проведёт с вами подробный инструктаж по технике безопасности, поэтому я буду краток.

Спасательные и страховочные средства

На яхте есть спасжилеты для всех членов команды и пассажиров, в том числе для детей. Если у вас некомплект — чартерная компания его немедленно восполнит. Кроме спасжилета, каждому полагается специальная страховочная обвязка, которая надевается как лямки-помочи и имеет свободные концы с карабинами, которые можно крепить к разным надежным частям яхты. Выберите себе спасжилет и обвязку, наденьте и подгоните их, положите в своей каюте так, чтобы их было легко достать. Не перепутайте с принадлежностями соседа по каюте.

Дети на борту идущей лодки должны всегда быть одеты в спасжилеты. Надеть на них обвязки и пристегнуть карабины к леерам — тоже в целом неплохая идея.

Опасности, подстерегающие на каждом шагу

Даже ерундовая трамва или ушиб могут стать проблемой в море, поэтому проще их избегать. Несколько простых правил: не выходите без надобности из кокпита; передвигайтесь только по наветренному (верхнему) борту; старайтесь в каждый момент времени иметь три точки опоры: две ноги и рука, держащаяся за леера или ванты; носите на борту обувь, защищающую ступни и пальцы ног.

Первое, что говорят впервые вступившим на палубу — всегда беречь голову от гика. На самом деле я бы сформулировал это более общо: всегда думайте, чем вам грозит та или часть рангоута, такелажа или деталь лодки. Что будет, если веревка, за которую вы решили подержаться, неожиданно отдастся или туго натянется? Что будет, если лодка начнет поворачивать и парус перебросится на другой борт? Если ваша нога соскользнёт, куда вы будете падать и за что хвататься? Если шкипер начнёт вращать штурвал, что станет с вашей рукой, которую вы просунули во второй штурвал, чтобы перехватить поудобнее банку с пивом?

И ещё, хотя это уже скорее относится к матросам: когда лодка идёт под парусом, а вы идёте работать на палубу, планируйте целиком маршрут своего передвижения, за что будете держаться, как перехватываться, куда ставить ноги, как разворачиваться и возвращаться в кокпит.

Источник: ЖЖ sergeax


Теги: яхтинг, круиз,

Возврат к списку




Новые отчеты
Все отчёты >>

Облако тегов




Рекомендуем:

Глоссарий терминов

А Б В Г Д И К Л М Н О П 
Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я 

Случайный термин

 
 

Нашли неточность, ошибку, или просто хотите выразить своё отношение к странице или разделу? Пишите нам!
© Игорь Истомин, 2007-2012 гг.